На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

Наталья Бузько: "Одной жизни мне мало!"


Немаловажно, как говорят о нас наши коллеги. О Наталье Бузько, прекрасной клоунессе, звезде одесской комик-труппы "Маски", известной киноактрисе - только в превосходных степенях!

"Наташа то ли стырила у кого-то, то ли сама изобрела эликсир молодости и красоты. Мы все обрастаем животами, седеем, стареем, а она какой пришла в "Маски", такой и остается", - говорит Борис Барский.
"Из всех актрис, с которыми мне довелось работать, Бузько - самая органичная и естественная. Это большой дар для киноактрисы. И при этом она талантливая клоунесса, очень гротескная, характерная. В этом нет парадокса - такова сущность Наташи. Будучи красивой, она не боится быть смешной. Этим она притягивает людей: у нее масса поклонников, и мужчин, и женщин. Я тоже ее большой поклонник", - утверждает Георгий Делиев.
Актрисой Наталья Бузько стала "в процессе", не получив специального образования. Тем не менее, выучка у нее высококлассная! Обычно одесские девочки (в Севастополе Наташа прожила только первые пять месяцев своей жизни, затем семья переехала в Одессу) с первых шагов записываются заботливыми мамами в кружки, студии, школы искусств. Наташины родители были очень заняты, росла она у бабушки, которая тоже не могла водить ее по кружкам, а потому девочка изображала балерину во время детских игр, мечтая об искусстве. К мечте удалось приблизиться на профессиональном уровне лишь в студенческие годы.
Все будущие артисты "Масок" занимались в юности в многочисленных студиях пантомимы, которая тогда была очень популярна. Георгий Делиев, Александр Постоленко, Игорь Малахов учились в строительном институте и посещали студию Цыпина. Борис Барский и Владимир Комаров занимались в студии Заславского. А Наталья училась в Водном (институте инженеров морского флота, ее специальность называлась "гидротехническое строительство водных путей и портов"), и потому пришла именно во Дворец моряков. Выбрала для себя две студии: драматическую и бального танца. О пантомиме мечтала, но робко, ведь ей казалось, что это искусство любит избранных (так и есть!)... В числе избранных она сама оказалась в тот момент, когда ее взяла за руку тогдашняя директриса Дворца моряков легендарная женщина Лидия Георгиевна Маевская, да и отвела в студию пантомимы к Юзефу Фельдману. Было Наташе тогда семнадцать.
Уже через год она подружилась с будущими коллегами по "Маскам". Александр Постоленко стал ее мужем. Позднее в семье появились девочка Ганя (родители хотели назвать ее Ганной, однако в ЗАГСе им не пошли навстречу, записали Анной, как никто в результате не называет) и мальчик Тоша (Антон).
На третьем курсе Наталье предложили работу в филармонии. Для этого Делиев придумал номер на двоих под поэтическим названием "Триптих" (недавно он возобновлен). Впрочем, от лирики быстро отказались. Она так обрадовалась возможности не возвращаться в институт, что даже школьный аттестат оттуда не забрала: вышла однажды - и больше не вернулась.
Для новосозданного филармонического ансамбля выписали ленинградского режиссера, который сперва придумал им название: "Смехачи". Но затем в процессе обсуждения родилось другое, гениальное и простое: "Маски". Если бы "Масок" не было, их стоило бы придумать в качестве грамотного театрального проекта, объединившего традиции комедии дель арте, пантомимы и клоунады. Каждый примерил на себя определенную маску. Наташа стала, разумеется, Коломбиной. Временами даже Мальвиной... Клоунессой с огромными одухотворенными глазами, гибкой фигуркой и железным характером, скрытым за хрупким обликом. Неудивительно, что ей часто приходится позировать художникам и фотохудожникам... И собеседник Наталья Бузько прекрасный, с ней так же приятно разговаривать, как и смотреть на нее.

МУРАТОВСКИЙ ТАЛИСМАН

- Как вы попали в фильмы Киры Муратовой?
- Мы готовились к первому фестивалю "Золотой Дюк", в котором должны были участвовать как мимы. Я ожидала ребят возле киностудии, у входа. Ко мне подошла второй режиссер Таня Бородина и спросила: "А вы случайно не имеете отношения к пантомиме?". Я говорю: "Имею". Она отвечает, что им очень нужны такие молодые люди, приглашает в группу Киры Муратовой. Я взволновалась и в назначенное время пришла. Кира мне предложила что-нибудь прочитать, я читала, краснела и удивлялась, почему так волнуюсь, ведь на сцене уже не один год!.. Думала, провалила прослушивание. А через пару дней в группу пришла еще одна девочка, Галя Захурдаева.
- Помню ее, в ТЮЗе нашем служила...
- Она прочитала тот же текст, понравилась Кире, и дня три решалось, кто же из нас будет играть. В конце концов, Кира взяла нас обеих, решила, что в картине "Астенический синдром" будет две Маши, а не одна. Раздвоилась наша героиня! Это был 1989 год. А до этого я видела фильмы Муратовой "Долгие проводы" и "Короткие встречи", которые понравились мне необыкновенно. Мне было лет восемнадцать, может быть, девятнадцать, когда я переключала телевизионные каналы и попала на "Долгие проводы". Увидела кадр - и больше не могла оторваться. Поэтому я и волновалась на прослушивании...
- Ваши героини у Киры Муратовой - это женщины, обязательно...
- ...хорошие. Со знаком качества. Даже та, которая во "Второстепенных людях" пытается спрятать труп. Она просто очень устала, забегалась. Сейчас много таких людей, забегавшихся. Масса проблем... Куда-то все время бежишь, торопишься, что-то не клеится. И грузом это на тебя ложится, накапливается, такое состояние нервного напряжения... Во всяком случае, у этой героини так получилось. Она-то сама по себе неплохая, она просто не может остановиться, оценить, что-то изменить в своей жизни. Она еще до этого не дошла, но дойдет, я думаю.
- Кира Муратова - режиссер строгий? Почему она снимает вас в каждом фильме?
- Кира очень хорошо относится к актерам, очень заботливо. Брать меня в каждый фильм уже стало хорошей традицией. Считает ли она меня своим талисманом - не знаю, не спрашивала. Бывают такие моменты, которые не объяснишь, и может быть, не надо объяснять.
- Есть мнение, что фильмы Киры Муратовой сложно смотреть неподготовленному зрителю. В фильмах Муратовой критики часто усматривают черный юмор, а бывает, и обвиняют режиссера в излишне пессимистичном взгляде на жизнь. Справедлива ли эта оценка?
- Я согласна только с тем, что у нее есть юмор. Я бы не назвала его черным. Может быть, какие-то она поднимает вопросы, которые нам хотелось бы замолчать. Не знаю, как люди со стороны воспринимают ее искусство, я немножко изнутри это оцениваю, и мне фильмы Муратовой нравятся.
- Можете ли вы назвать по три черты Киры Георгиевны, за которые вы ее уважаете как режиссера и любите как человека?
- Говорят, если любишь человека, то не за что-то. Мы либо любим, либо нет. Я бы не стала это разбирать на части, на кусочки. Наверное, Кира снимает фильмы так, как она видит, так, как она хочет, настаивает на своем, и это замечательно. Это важное качество. Полагаю, нужно думать не о том, как твое искусство продастся, а о том, что ты хочешь им сказать.

ШТРИХ-КОД НА АКТЕРСКОЙ СОВЕСТИ

- Как вы вживаетесь в роль? Чем-то разнится подход к игре у Муратовой и у других режиссеров?
- Чтобы вжиться в роль, ничего особенного не делаю. Читаю сценарий, и этого достаточно. На сцене, в "Масках", большое внимание уделяю костюмам и гриму, это, безусловно, очень важно. Я не у многих режиссеров снималась: у Киры, у Георгия Делиева, у московского режиссера Александра Черных, у Евы Нейман. У одессита Виллена Новака снималась дважды в эпизодических ролях, и оба раза это были роли горничных! Мне кажется, в предыдущей картине Новака образ горничной получился у меня очень цельным: внешний вид, движения, речь... Это была картина "Частная жизнь официальных людей". А совсем недавно Виллен Захарович сделал меня горничной в своем новом фильме "К барьеру!".
Интересно, что работая в фильме Муратовой, каждый видит только свой кусочек и не может судить в целом. Фильм в целом видит только Кира! Пожалуй, она и Делиев отличаются тем, что дают актеру достаточно свободы - ты предлагаешь, пробуешь, тебя поправляют, выбирают варианты. В фильме Евы Нейман "У реки" мне пришлось просто точно повторить показанное режиссером, до малейшего жеста, до интонации. Ева мне четко сказала, чего она хочет. Эта роль не ложилась на мое восприятие, я в жизни не способна вот так нахамить пожилому человеку, как это делает моя героиня. Фильм "У реки" я пока не видела. И не особенно к этому стремлюсь, опасаюсь свежих впечатлений от своей игры, пусть все как-то устоится... Помню свое разочарование от "Семи дней с русской красавицей" - мне казалось, что моя игра ужасна! Прошли годы, и мне на это легче смотреть, все не так уж плохо! Мой любимый партнер Жан Даниэль тоже так поступает, он даже ждет пару лет, а потом смотрит...
- В этом году выйдет новый фильм Киры Муратовой с вашим участием "Мелодия для шарманки". Расскажите о своей героине.
- На этот раз моя героиня - обеспеченная женщина, которая вместе со своими друзьями ради озорства ворует в супермаркете. Наша компания удачно ворует, явно не в первый раз, довольно цинично и нагло, без всякого стеснения. Кого-то заводят подобные вещи, а я никогда не могла понять, как можно взять что-то в магазине, не заплатив. А если тебя остановят, это же будет так стыдно, так ужасно... Я думаю, это все-таки неправильно, воровать, ведь возмещать ущерб придется ни в чем не повинным продавцам. Кому-то же надо будет заплатить! Очень смешно, что после этих съемок было несколько случаев, когда на выходе из магазина в моей сумке что-то звенело. Все было оплачено, но почему-то не размагнитилось на кассе! Что я переживала... Наверное, все-таки на совести штрих-код остался...
- Так получилось, что снимаясь у Муратовой, вы стали актрисой фестивального кино. В чем, на ваш взгляд, отличие актрисы коммерческого жанра от актрисы кино для избранных? Вы ощущаете эту разницу: в отношении к себе зрителей, прессы, в гонорарах, в качестве предложений? Кстати, вы помните, каким был ваш первый гонорар у Муратовой, и на что вы его потратили?
- Не помню насчет гонораров! А лишней популярности мне и не нужно. Отказываюсь от предложений, которые меня чем-либо смущают. Такие предложения в большом количестве стали поступать после "Астенического синдрома" - какие-то пустопорожние роли красавиц, разъезжающих на иномарках... Такая пустота... Просто кошмар. Зато моими партнерами по съемочной площадке были Литвинова, Ступка, Табаков, Русланова... В проходных коммерческих проектах они вряд ли приняли бы участие. И мы бы не встретились.
Богдан Ступка - разноплановый характерный актер. Кто-то сравнивает его с Де Ниро, на мой взгляд, это сравнение не в пользу последнего. У Ренаты Литвиновой потрясающее чувство юмора, она умеет быть смешной в хорошем смысле. На съемках фильма "Два в одном", где Рената играет мою подружку-вагоновожатую, она глянула на себя в костюме и воскликнула: "Под каким наркозом я могла так одеться?!". Было смешно. Очень жалею, что не прошла по кастингу в свое время в фильм по Тургеневу "Дым", ездила в Питер на пробы, но меня забраковали - сказали, что я похожа на итальянку, а им нужна русская девушка... А мне хотелось такой роли!
- Всегда ли вы удовлетворены своей игрой? Как реагируете на критику со стороны? Что может вас задеть, обидеть?
- Обязательно прислушиваюсь к критике, пытаюсь что-то для себя извлечь. Хотя могу и поспорить, если считаю критику несправедливой. Был период, когда я испытывала неловкость при похвалах. Сама я своей игрой обычно недовольна. В большей или меньшей степени. Надеюсь, у меня впереди еще много ярких ролей, одну из которых смогу назвать своей лучшей ролью.

"ТИТАНИК"? НЕ ВПЕЧАТЛИЛ... ДА И ВОДА ХОЛОДНАЯ...

- Чего сейчас много в кино, а чего не хватает? О чем должен быть фильм, чтобы вы сели и прикипели к экрану?
- Не так уж много фильмов я смотрю. Отдаю себе отчет в том, что у всех вкусы разные. Лично мне не по душе нарочитое комикование, когда актеры с самого начала дают понять зрителю: "Вот сейчас мы будем придуриваться, хохмить, шутить"... Есть такие кинокомедии. А совсем недавно я увидела английский фильм, ему лет тридцать, не знаю, как называется, потому что смотрела не с начала и не до конца. Фильм о разведчиках, что-то там такое с политикой связано, в общем-то, серьезный, но с таким лоском снято, точностью, тончайшим юмором... Этакий внутренний стеб...
Потом меня совершенно не впечатляют какие-то технические эффекты, из-за чего осталась равнодушной к "Титанику". Я понимаю: декорации, огни... Но мне интереснее наблюдать тонкую игру. Помню, на фестивале датского кино увидела фильм, где действие происходило в кафе. На первом плане сидели главные герои и общались. На втором плане - другие, и тоже общались. Один план, второй, по смыслу там еще третий - а как понятно, как увлекательно! Ритм неторопливый, но в то же время не скучно. Понравился в последнее время российский фильм "Слушатель", он и развлекательный, и снят на хорошем уровне.
- Чего никогда не сделает ради искусства Наталья Бузько?
- Трудно сказать. Вообще-то, я боюсь холода. Но все артисты изначально готовы к тому, чтобы нырять, допустим, в декабре в холодную воду. Самое противное, что мне как раз приходилось это делать. Когда мы снимали "Семь дней с русской красавицей" в Бухаре, на нас были летние костюмы. А там в начале декабря плюс два, сильный ветер... Съемки каждый день... Однажды снимались мы в павильоне - там было плюс пять. По сюжету Игорь Малахов падает в бассейн. Это уже был конец серии, и я почему-то решила тоже туда упасть, будет смешно, а потом я быстренько разотрусь полотенцем. Так я и сделала, но оператор заявил, что нужен еще один дубль! Пришлось надевать мокрый костюм... Вот это было противно. Однако я смогла.

ВНЕ СЪЕМОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ

- Как вы подпитываетесь, восстанавливаете энергию после съемок?
- Чтобы восстановиться, иду гулять к морю. Сейчас, к сожалению, много спусков к морю перекрыто, кругом частные пляжи, и уже нельзя спокойно гулять по кромке воды. Приходится подниматься по лестницам наверх, искать другие спуски. Это, конечно, очень печально. Потому что мне нравится идти по прямой дороге. Еще прекрасно восстанавливаюсь дома, особенно если нет домашней работы и можно просто побездельничать.
- Дочь не собираетесь приобщать к вашему ремеслу? Мы знаем, она уже участвовала в одном из эпизодов в фильме "Чеховские мотивы"...
- Мою дочь приобщать очень сложно, потому что она совершенно точно знает, что ей надо, а что не надо. Может быть, она бы и хотела сниматься. По моим наблюдениям, ее больше привлекает режиссура. Торопиться ей некуда, возраст позволяет, пусть ищет свою дорогу - я привыкла ей доверять, она меня к этому приучила. Я объяснила: "Если ты хочешь, чтобы тебя снимали, нужно что-то для этого делать. Не нужно ждать, пока придут и пригласят". Но у нее свой путь. Раньше, когда она была подростком, я переживала как-то, напрягалась, теперь понимаю - ничего навязывать Гане не нужно.
- Как дети относятся к известности мамы?
- Когда я училась в школе, в параллельном классе занималась девочка, папа которой был клоуном в цирке. Я с детства обожала клоунов! Для меня это было чем-то сказочным... И мне казалось, что эта девочка совершенно необыкновенная, она может ни с кем не здороваться, она должна ходить, как над землей парить. А она была обычной, нормальной, со всеми здоровалась и общалась.
Мой Тошка смотрел как-то, как я раздаю автографы, но ничего по этому поводу не сказал. Думаю все же, что в его школе относятся к нему так же, как я в детстве к дочери клоуна. А сами дети знают меня не как клоунессу, а как маму, которая может и голос повысить, и шоколадку лишнюю не разрешить. Надо же что-то не разрешать! Я и так слишком мягкая. Да и шоколад теперь не тот, что был в пору моего детства.
- Тогда от него никакой аллергии не возникало, чистое здоровье... Чем кроме кино, театра и всего с ними связанного вы еще занимаетесь? Есть ли у вас какое-нибудь хобби, разведение цветов или что-то в этом роде?
- Разводить цветы не решаюсь из жалости к ним. Все-таки часто уезжаю на гастроли, могу забыть полить... У меня есть кот по имени Йони. Ганя так его назвала, уж не знаю, что она имела в виду. Я спросила: "Это еврейское имя или молдавское?". Она ответила: "Японское". Я всегда любила рисовать, не могу даже назвать это хобби, потому что редко беру в руки карандаш. Успокаиваю себя тем, что когда-нибудь займусь этим на пенсии и достигну приличных высот. То же самое и с фотографией - пока мне некогда вдаваться в технические тонкости. Не утруждаю этим себя, но по-прежнему фотографирую.

КОЛУМБИЯ НАМ НЕ НУЖНА

- Вы долгое время были единственной женщиной коллектива "Маски-шоу". Что дали вам эти годы в профессиональном и человеческом плане?
- Сложно измерить, что дали мне эти годы в человеческом плане, и тем более в профессиональном. Я думаю, Делиев - мой главный учитель в жизни. Другие актеры тоже многое мне подсказывают, иногда даже молча. Одним взглядом.
- Вы много ездили с "Масками" на гастроли. Какие города, страны оставили самый большой след в вашей душе? Никогда не было искушения сменить место жительства? Например, остаться в Колумбии?
- В Колумбии уж точно не хотелось искать прибежища. Я ту часть полушария меньше люблю, чем эту. Многие знакомые уехали, но я по-прежнему хочу жить на восьмой станции Большого Фонтана в Одессе, мне бы, может быть, побольше площадь... Нравится Питер, очень нравится Германия (мне там климат подходит). И вообще, вся Европа очаровывает чистотой какой-то, спокойствием. В Израиле удивительно. Япония - совершенно другой мир! Когда мы в первый раз побывали в Японии, мои подружки пришли в гости и говорят: "Ну давай, рассказывай!". А я месяц разговаривать не могла... Это не наше будущее, это другая планета. И все прекрасно, пока ты гость, но где-то оставаться... Кому-то важно попасть в Америку, чтобы достичь определенного уровня благосостояния. Мне важнее разговаривать на русском языке с теми, кто разговаривает на русском языке.
- Пять ваших самых любимых, знаковых мест Одессы? Почему именно они?
- А почему именно пять? Я люблю Дерибасовскую, особенно с утра. Людей мало... Мне вообще нравится центр города. Люблю пляж "Отрада", десятую станцию Большого Фонтана. Люблю свой Дом клоунов. Хотелось бы его расширить, конечно, чтобы сделать гримерки удобные. Но мне-то как раз разрешают гримироваться в директорском кабинете, а ребята накладывают грим прямо на сцене, прячась за задником... Люблю свой дом.
- Сейчас модно пиариться, быть на слуху. Как считаете, актер должен подогревать к себе интерес еще чем-то, кроме работы? Вы как относитесь к подобному утверждению?
- Мне лично это неинтересно. В жизни столько всего увлекательного! Процесс жизни важнее каких-то пустых разговоров.
- Как вы проводите время с семьей, когда не на съемках? Опишите распорядок своего дня, когда "Бузько на съемочной площадке" и "у Бузько выходной".
- На площадке диктует режиссер. А в жизни меня очень радует отсутствие какого-либо режима. Я не знаю, что будет через неделю, а тем более завтра. Мне твердят, что нужно планировать с вечера. Моя свекровь, например, считает, что надо все представлять себе заранее, по одной и той же дороге идти на работу и так далее. А для меня самым ценным в жизни является разнообразие впечатлений. Чтобы каждый прожитый день отличался от другого. Если бы я работала на конвейере, сошла бы с ума за полчаса. Я даже в Германии потерялась, когда вышла погулять, а вернуться в гостиницу решила непременно по другим улицам...
- Вы позировали художнице Елене Ильичевой, которая изображала вас в облике Коломбины. Не менее оригинальны и ваши фотопортреты работы знаменитой Елены Мартынюк, бывшей одесситки, а ныне москвички, снимающей знаменитостей. Интересно запечатлевает вас молодая фотохудожница Лиза Коваль. Что вы ощущаете в процессе позирования и при виде результата?
- Обычно расслабляюсь, позируя. А в результате думаю одно и то же: "Какой талантливый человек!". Недавно вместе с Леной Ильичевой тоже пробовала писать маслом. Вот еще одна жизнь, которую мне хотелось бы прожить, - жизнь художницы!

Беседу вела Мария ГУДЫМА.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.