На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

СЛАДОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ТОРЫ


Накануне праздника Шавуот нет нужды вспоминать, чему он посвящен. Все знают: великому дню еврейской истории, - когда евреям была дарована Тора. Произошло это у горы Синай шестого числа месяца сиван в 2488 году от основания мира (1272 год до ныне принятой эры). Описание грандиозного события можно найти в соответствующих местах Пятикнижия. Здесь только отметим, что еврейское название праздника требует объяснения. Ежегодно справляя праздник Шавуот, мы называем его не Днем получения Торы, а Днем Дарования Торы. Дарование! Нам ее дали, вручили, доверили. Но взяли ли мы ее - это еще вопрос. Ибо однажды, на Синае, взяли, но держали не всегда, не все время неотступно следовали ее положениям, не учили постоянно. Случалось, что оставляли на какой-то период, переставали тщательно изучать и соблюдать. Тогда обрушивались на нас беды, приходил враг, появлялись боли и трагедии. Впрочем, кто-то из евреев не забывал ее ни на час, не отходил от нее, держался крепко, несмотря на все мешающие обстоятельства. В заслугу таких евреев мы, наверное, и выстояли как народ. Однако сказать, что Тору наш народ получил однажды и навсегда, нельзя. Не получил. Нам ее только дали. Поэтому - День Дарования, а не получения.
Есть среди благословений, которые мы произносим ежедневно, одно, касающееся изучения Торы. Его мы говорим утром, оно обязательно для того, кого вызвали к чтению по свитку Торы в синагоге во время общественной молитвы. Вот оно: "Благословен Ты, Всевышний, наш Б-г, Царь вселенной, Который избрал нас из всех народов и дал нам Свою Тору. Благословен Ты, Всевышний, дающий Тору". Обратите внимание, вначале говорится - "дал нам Свою Тору". А в конце - "дающий Тору". Вначале дал, в прошедшем времени, дал на Синае. А затем - дает, в настоящую минуту, сейчас. Явно не на Синае, а теперь. Получается, что дарование Торы осуществляется постоянно. Кто ее учит, тот и получает. То есть праздник Шавуот можно устраивать каждый день, как только мы раскрываем Хумаш, Мишну или Талмуд. Дарование было одномоментным актом, получение - акт постоянный. В передаче участвуют две стороны, один дает, другой принимает. Праздник, справляемый шестого сивана, посвящен первому аспекту. Вторая сторона действия зависит от нас и сопровождает нас непрерывно. Потому Он нас тогда и избрал, что мы согласились получить. Он дал. Осталось теперь получать постоянно...
Евреи во все периоды своей истории учат Тору. Приведем картинку из жизни наших предков (впрочем, она же картинка из современной жизни евреев, соблюдающих заповеди в Иерусалиме, Бней-Браке, Бруклине). Отец первый раз ведет маленького сына в хедер. Не первого сентября ведет, заметьте, а сразу, как только исполнилось ему три года. Где в нашем местечке находится хедер, кто не знает? Все знают - самое важное наряду с синагогой место. Огромная изба, комната от стены до стены, столы и лавки, на лавках сидят люди - всех возрастов. Дети - это и есть хедер - сидят против меламеда. В углу расположились ученики постарше - ешива. У самого окна сидят бородатые мужчины - колель. Все учатся - громко, самозабвенно, можно сказать - страстно. На соседний шум внимания не обращают. Кто-то спорит, кто-то читает вслух нараспев, другие слушают урок. Наш мальчик оробел, держится за руку отца (вернее, за палец), норовит спрятаться за спину. Отец подводит его к меламеду. Шум вокруг стихает, все смотрят на новенького, улыбаются. Сейчас настанет важная минута.
"Ви руфтмен дир? Как тебя зовут?" - спрашивает учитель.
Мальчик не отвечает.
Кто-то выкрикивает: "Хаимке он. Хаимке, сын Лернера-сапожника".
Отец-Лернер молчит и смотрит на сына, сын молчит и смотрит на меламеда. Тот подвигает к нему низкую табуретку, сам садится напротив, протягивает книгу:
"Присаживайся, реб Хаимке. Что ты знаешь? Какие буквы тебе известны?"
Мальчик все еще напряжен. Он сидит, не отпуская палец отца, но чуть-чуть осмелел.
"Смотри, это буква алеф, - показывает ему в книге учитель. - Повторяй за мной, алеф".
"Алеф", - чуть слышно тянет мальчик.
"А это буква бейс, повтори-ка, бейс".
"Бейс", - шепчет Хаимке и краснеет.
"Эмес. Правильно, - говорит меламед. - А теперь сначала. Какая это буква?"
"Алеф".
"А это?"
"Бейс".
"Верно. Ты, я вижу, толмид-хохм, мудрый ученик. А сейчас попробуй буквы на вкус".
Мальчик в растерянности, он не понимает.
"Не стесняйся, пробуй-пробуй, лизни языком. Вест зих нит фарсамен".
Меламед подносит страницу к лицу ребенка. Тот осторожно высовывает язык и касается только что выученных букв.
"Ну как?" - спрашивает учитель.
"Зис, сладко", - отвечает Хаимке.
Поверх букв намазан мед.
Так начинают учиться наши дети. Они пробуют сладость Торы, чтобы ее вкус навсегда остался в их ощущениях. Даже когда учение Торы покажется горьким и необычайно трудным. Даже когда захочется увлечься идеями нееврейского окружения. Тора - это сладость, которая никогда нас не оставляет. Но это и работа! Сладкая и трудная работа.
С праздником Дарования Торы, дорогие евреи. Пусть он обернется для всех нас праздником получения!

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.