На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ДАЙДЖЕСТ

Российское еврейство и создание Государства Израиль


Алек ЭПШТЕЙН журнал "Лехаим" (www.lechaim.ru)

Хотя основоположником политического сионизма принято считать Теодора Герцля - уроженца Будапешта, прожившего большую часть своей жизни в Париже и в Вене и лишь однажды (в 1903 году) посетившего Россию, не будет преувеличением сказать, что без русского еврейства сионистская идея не имела ни малейших шансов быть реализованной.

Во-первых, на территории Российской империи родились почти все основоположники главных направлений сионистской мысли. Родоначальник так называемого духовного сионизма Ахад Га-Ам (Ашер Гинцберг) родился на Украине, в местечке Сквира, в 1856 году; лидер "практических сионистов" Менахем Усышкин родился в 1863 году в местечке Дубровна Могилевской губернии; фактический создатель доктрины религиозного сионизма Авраам-Ицхак Кук родился в 1865 году в Даугавпилсе; Владимир (Зеев) Жаботинский, ставший центральной фигурой в "ревизионистском" движении, родился в 1880 году в Одессе; ведущий идеолог рабочего движения Берл Кацнельсон - в 1887-м в Бобруйске. Практически все ведущие идеологи построившего Израиль социал-демократического сионизма - уроженцы Российской империи: Аарон-Давид Гордон появился на свет в 1856 году в городе Троянов Житомирской области, Нахман Сыркин - в 1868 году в Могилеве, Бер Борохов - в 1881 году в Золотоноше, на Украине...
Основоположником политического сионизма принято считать Теодора Герцля, но это, скорее, историческое недоразумение: за полтора десятилетия до "Еврейского государства" практически те же идеи высказал в "Автоэмансипации" уроженец Томашполя (Волынская губерния) врач Лев Пинскер. Когда Т. Герцль прочел книгу Л. Пинскера, то записал в дневнике: "Поразительное совпадение в критической части, значительное сходство в части конструктивной. Жаль, что я не прочел это произведение до того, как моя книга была подписана к печати. В то же время даже хорошо, что я не был знаком с ним, - вполне возможно, что тогда я бы и вовсе отказался от своего труда".
Хотя сам Т. Герцль был ассимилированным европейцем, достаточно комфортно чувствовавшим себя как в Австро-Венгрии, так и в Германии, Швейцарии и Франции, у него были значительные проблемы во взаимоотношениях с евреями Западной Европы. Израильский исследователь Йосеф Гольдштейн называет обращение к российскому еврейству "переломным моментом" в деятельности Т. Герцля. "Отчаявшись заручиться поддержкой таких западноевропейских еврейских финансовых магнатов, как бароны Гирш и Ротшильд, Т. Герцль решил обратиться к широким еврейским массам Восточной Европы", - отмечает Й. Гольдштейн.
К первым политическим шагам Т. Герцля сторонники кружков "Хибат Цион" ("Любящие Сион") в России отнеслись положительно, что нашло свое отражение в аналитических статьях Нахума Соколова, редактора газеты "А-Цфира", выходившей в Варшаве и выражавшей обычно мнение национально настроенных евреев Российской империи. Три с половиной десятилетия спустя, в 1931 году, сам Н. Соколов станет главой Всемирной сионистской организации (после его смерти в 1935 году этот пост вновь займет Хаим Вейцман), а пока, начиная с 1896 года, российское еврейство проявляло постоянно растущий интерес к личности Т. Герцля. Книга Т. Герцля "Еврейское государство" была переведена на несколько языков (в том числе на русский, идиш, украинский, польский) и расходилась среди евреев как в черте оседлости, так и за ее пределами.
Во-вторых, создание первоначальной организационной инфраструктуры сионистского движения - тоже дело рук российских евреев. В те дни, когда Теодор Герцль только грезил о создании сионистской организации, у российских сионистов (они называли себя палестинофилами) подобная организация уже была - Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине. Оно называлось также Одесским палестинским обществом (вкратце - Одесский комитет), а основано было в 1890 году. Одесский комитет собирал средства в помощь еврейским поселенцам в Палестине и распространял собранное при посредстве своего представительства в Яффо, которое возглавлял уроженец Елисаветграда Владимир Темкин. Аналогичные структуры были созданы и Т. Герцлем (Еврейский национальный фонд, Еврейский колониальный банк), но это случилось значительно позже, в 1901-1902 годах.
Одесский комитет организовал в Одессе, Стамбуле, Бейруте, Яффо, Иерусалиме и Хайфе сеть информационных бюро для оказания помощи переселенцам. Представителем Одесского комитета в Палестине (Эрец-Исраэль) был избран Йехиэль-Михл Пинес, уроженец Ружан Гродненской губернии, совершивший алию еще в конце 1870-х годов. Одесский комитет основывал сельскохозяйственные поселения и мелкие единичные хозяйства для сельскохозяйственных рабочих, поддерживал ряд культурно-просветительных учреждений в Палестине (школы, в том числе первые школы с преподаванием на иврите, детские сады), издавал книги, журналы и т. п. Именно Одесский комитет внес первый взнос в фонд, предназначенный для приобретения участка для создания Еврейского университета в Иерусалиме.
Хотя Первый Сионистский конгресс прошел, как известно, в Швейцарии, среди 197 его зарегистрированных делегатов было 66 представителей России. В 1898 году в России насчитывалось 373 сионистских кружка - больше, чем в какой-либо иной стране в то время; спустя всего лишь пять лет их число выросло до 1572-х! Начиная с Третьего Сионистского конгресса (он прошел в Базеле в августе 1899 года), делегаты из России составляют более трети членов руководства Сионистской организации (так называемого "Большого исполкома").
Собственно, Первый Сионистский конгресс можно назвать первым лишь с определенными оговорками. За 13 лет до конгресса, состоявшегося в Базеле в августе 1897 года, Первый Сионистский съезд прошел в ноябре 1884 года в Катовице. В нем приняли участие 34 делегата от различных палестинофильских групп, большинство из которых приехали из России, однако присутствовали делегаты и из Румынии, Франции и Англии. Приглашение на съезд было составлено на иврите (!), а к нему прилагались переводы на различные языки. На съезде планировалось отметить столетний юбилей Моше Монтефиоре, пришедшийся на тот же год, и отдать дань уважения его деятельности в Эрец-Исраэль.
В речи на открытии Катовицкого съезда Лев Пинскер говорил о необходимости вернуться в Палестину, которую назвал "нашей старой матушкой".
Л. Пинскер говорил также, что именно труд на земле поможет возродить еврейский народ на его исторической родине. На съезде было решено направить одну делегацию в Палестину - для проверки состояния поселений, выяснения их нужд и определения практических шагов, которые нужно предпринять, чтобы способствовать успеху заселения страны, а другую -
в Стамбул, чтобы добиться от султана разрешения на дальнейшее заселение Палестины; это было за десятилетие с лишним до подобных (впрочем, столь же безуспешных) поездок Т. Герцля к Абдул Хамиду II!
В июне 1887 года состоялся новый съезд российских сионистов, в городе Друскеники Ковенской губернии, два года спустя еще один съезд прошел в Вильно - и все это до конгресса в Базеле! В 1890 году - за годы до того, как дипломатическая деятельность Т. Герцля получит признание правящих кругов, и за 13 лет до его визита в Россию - российские власти дали разрешение на создание Общества вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине (ключевую роль в получении данного разрешения сыграл Александр Цедербаум).
В-третьих, именно российские евреи добились того, что сионистский проект стал реализовываться в Эрец-Исраэль, а не в Уганде или где бы то ни было еще. Именно семь членов Большого исполнительного комитета из России во главе с уроженцем Кременчуга Йехиэлем (Ефимом) Членовым (позднее - вице-президентом Всемирной сионистской организации) покинули в августе 1903 года зал заседаний Шестого Сионистского конгресса, в ходе которого Т. Герцль предложил проверить возможность создания еврейского государства в Восточной Африке. Стихийно сформировалась группа из 128 делегатов Конгресса, выступивших против идеи Т. Герцля заменить Палестину Угандой. Дабы рассеять опасения, возникшие у значительной части делегатов, Т. Герцль счел необходимым успокоить их и произнес традиционную клятву: "Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя десница!". И поднял правую руку в подтверждение этих слов. Однако большинство российских делегатов Конгресса ему так и не поверили, и в октябре 1903 года собрались в Харькове, где объединились в группировку "Ционей Цион" ("Сионисты Сиона"), лидером которой стал упоминавшийся выше Усышкин. Усилия российских делегатов принесли свои плоды: Седьмой Сионистский конгресс, прошедший в 1905 году, отклонил "план Уганды", подтвердив приверженность сионистского движения идее воссоздания еврейской государственности только и исключительно в Эрец-Исраэль.
В-четвертых, реализация основной цели сионизма - воссоздание еврейской государственности - была бы невозможной в принципе без массового участия евреев в переселенческом проекте, являвшемся непременным условием для формирования общества, которое могло бы претендовать на право на самоопределение. В критические для становления еврейской общины Палестины годы - с конца XIX века до середины 1920-х годов, когда, собственно, и произошло международное признание сионизма, - подавляющее большинство прибывавших в страну переселенцев были именно российскими евреями. Без этой иммиграционной волны из России сионизм остался бы еще одной утопической идеологией.
Итак, сыграв центральную роль в формировании сионистской идеологии и организации структур сионистского движения в стране, которая была выбрана этим движением как площадка для реализации национальных чаяний, российские евреи оказались в авангарде переселенческого проекта, который, собственно, и позволил сформировать так называемый "новый ишув". За годы первой алии (1882-1903) в Палестину прибыло около 25 тысяч человек, что позволило увеличить еврейское население страны до 47 тысяч. Кроме относительно небольшой группы йеменитов, все остальные были "русские". Почти исключительно "русской" была и сорокатысячная вторая алия (1904-1914), вызванная усилением национального самосознания евреев России после Кишиневского погрома, других антисемитских эксцессов и поражения революции 1905 года. Еще свыше 35 тысяч человек прибыли в период третьей алии (1919-1923), опять-таки - почти исключительно из России.
В-пятых, на территории Российской империи родились почти все лидеры "второго поколения" социал-демократического сионизма, прибывшие в Палестину в годы второй алии, а в 1920-1960-х годах сыгравшие ведущую роль в создании инфраструктуры независимого Государства Израиль: первый глава Еврейского агентства, премьер-министр и министр обороны Давид Бен-Гурион (Грин, род. в Плоньске в 1886 году), многолетний глава Всемирной сионистской организации первый президент Израиля Хаим Вейцман (род. в 1874 году в местечке Мотоль Гродненской губернии), все остальные премьер-министры и президенты страны до середины 1970-х годов: Моше Шарет, Леви Эшколь и Голда Меир; Ицхак Бен-Цви, Залман Шазар, Эфраим Кацир и др.
М. Шарет (Черток) родился в Херсоне, Л. Эшколь (Школьник) - в Оратове, Г. Меир (Меерсон) - в Киеве, как и Э. Кацир (Качальский); И. Бен-Цви (Шимшелевич) родился в Полтаве, а З. Шазар (Рубашов) - в городке Мир Минской губернии. Определение "ашкеназы" не должно вводить в заблуждение: ни выходцев из Германии или Австро-Венгрии, ни уроженцев США или иных англо-саксонских государств среди первых поколений израильских лидеров практически не было - почти все, как на подбор, были уроженцами именно Российской империи.
В-шестых, без деятельного участия российских евреев проект возрождения иврита был бы не более успешным, чем проект всеобщего перехода на эсперанто, за который примерно в то же время ратовал Людвиг (Лазарь) Заменгоф. Возрождение иврита в качестве разговорного языка заслуживает особого внимания, ибо это едва ли не самое удивительное достижение сионистского движения, не имеющее прецедентов в истории мировой социолингвистики. И здесь ключевую роль сыграли именно российские евреи. В принципе, выделить кого-то одного трудно - главным залогом победы был добровольный выбор иврита как языка повседневного общения в прибывших в Эрец-Исраэль в первой четверти ХХ века семьях репатриантов второй и третьей волны, в кибуцах и сельскохозяйственных поселениях.
Иными словами, иммигранты, родным языком которых был либо русский, либо идиш, осознанно переходили на иврит, тем самым и осуществив подлинную "культурную революцию". Однако одно имя не упомянуть невозможно - конечно же, Элиэзера Перельмана, родившегося в 1858 году в городе Лужки Виленской губернии и сменившего в 1881 году фамилию на Бен-Йеуда.
Т. Герцль, надо сказать, отнюдь не был ярым поборником не только ивритского монолингвизма, но и возрождения иврита как такового. Сам он в любом случае писал свои книги - и "Еврейское государство", и роман "Altneu-land" ("Возрожденная древняя страна") - по-немецки, и нигде в этих сочинениях он не выразил мнения, что именно иврит должен стать государственным языком в той стране, о создании которой он грезил.
Э. Перельман (Бен-Йеуда) пошел гораздо, гораздо дальше. Еще в статье, опубликованной в журнале "А-Шахар" (хотя журнал этот выходил в Вене, его бессменным редактором был уроженец Могилевской губернии Перец Смоленскин) в 1879 году, он утверждал, что залогом обновления еврейской нации и ее жизни в будущем может быть только возвращение в Сион и возрождение иврита в качестве разговорного языка. Более того, Э. Перельман высказывал мнение, что эти явления взаимообусловлены, то есть возрождение иврита может произойти только в Эрец-Исраэль, а возрождение еврейского народа в Эрец-Исраэль возможно только в процессе возрождения иврита.
Переселившись в Иерусалим, Э. Бен-Йеуда продолжил дело всей своей жизни - составление словаря языка иврит (публикация "Полного словаря древнего и современного иврита" была начата им в 1910 году; издание этой грандиозной работы было завершено спустя много лет после смерти ее инициатора, в 1959 году, когда вышел последний, восемнадцатый том). Семья Э. Бен-Йеуды была первым еврейским домом в Палестине, где говорили на иврите, а его старший сын Бен-Цион (позднее сменил имя на Итамар Бен-Ави) - первым носителем этого языка как родного, спустя более тысячи лет после утраты ивритом разговорной функции. В 1882-1885 годах Э. Бен-Йеуда учительствовал в иерусалимской школе "Альянса", добившись, чтобы иврит был признан в ней единственным языком преподавания еврейских предметов. Таким образом, благодаря Бен-Йеуде эта школа была первой, в которой иврит стал языком преподавания.
В конце 1884 года Э. Бен-Йеуда основал еженедельник "А-Цви", преобразованный в 1908 году в ежедневную газету, которая с 1910 года называлась "А-Ор" и просуществовала до 1915 года. Газета "А-Цви" была первым периодическим изданием на иврите, соответствовавшим тогдашним европейским стандартам. Большое внимание Э. Бен-Йеуда уделял обогащению языка, создав огромное количество неологизмов, значительная часть которых существует в иврите и до сих пор. После утверждения британского мандата над Палестиной именно два выходца из Российской империи - Э. Бен-Йеуда и М. Усышкин - убедили главу британской мандатной администрации Герберта Сэмюэла провозгласить иврит одним из трех официальных языков страны, наряду с английским и арабским.
В 1890 году Э. Бен-Йеуда стоял у истоков "Ваад а-лашон а-иврит" ("Комитета языка иврит"), председателем которого оставался до самой смерти. Правопреемником комитета стала Академия языка иврит, первым президентом которой был уроженец Львова Нафтали-Герц Тур-Синай (Торчинер), остававшийся на этом посту до своей смерти в 1973 году.
Все сказанное выше не должно создать у читателя превратного впечатления, будто большинство российских евреев еще в конце XIX - начале ХХ века сделали выбор в пользу сионизма, - напротив, сионизм оставался уделом очень небольших групп энтузиастов. Большинство же оставалось в России, где одни поддерживали "Бунд", другие - конституционных демократов (кадетов), третьи - социалистов-революционеров (эсеров), четвертые же - большевиков, а если эмигрировали, то преимущественно в США, а не в Палестину. Согласно имеющимся данным, в 1881-1914 годах Россию официально покинули 1 миллион 980 тысяч евреев, из коих 1 миллион 557 тысяч (78,6 процента) прибыли в США - в Эрец-Исраэль отправилось в 30 раз меньшее число переселенцев, но именно они сформировали тот костяк, без которого Государство Израиль не возникло бы в принципе.
Евреи стран Западной Европы и США в подавляющем большинстве в то время относились к сионистскому движению очень и очень настороженно, и если и были готовы поддержать его, то почти исключительно финансово или дипломатически, но никак не связывая с ним личные судьбы. На протяжении нескольких десятилетий - от начала 1880-х до середины 1920-х - некоторая часть российских евреев была единственной группой населения, которая была готова перейти от сионистских слов к сионистскому делу, и именно эта группа заложила политические, социальные и культурные основы будущей израильской государственности.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.