На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНый раздел ТОРЫ

«СЛУШАТЬ И ИСПОЛНЯТЬ»


На семинаре по Торе — прямо во время лекции — один из слушателей задал вопрос: зачем Пятикнижие сообщает о благословениях и проклятиях, ожидающих еврейский народ за соблюдение или несоблюдение законов?
Об этих благословениях и проклятиях говорится в первых стихах заключительного недельного раздела книги Ваикра. Написано более чем прозрачно (недельный раздел "Бехукотай"): "Если по Моим постановлениям будете поступать..." — то вот что вас ждет; "Если не будете Меня слушать..." — тогда вот к какому готовьтесь наказанию.
На лекции же произошло буквально следующее. Едва раввин процитировал эти стихи, как поднялся с места один профессор и сказал от имени высокообразованной аудитории, что, дескать, пусть уважаемый лектор его извинит, но наукой доказано, что поступками человека командуют кроме врожденных механизмов психики приобретенные в детстве комплексы. Человек не волен изменить свое поведение. В каждой ситуации оно легко может быть просчитано группой компетентных психологов, если им сообщить данные о прожитой этим человеком жизни. Все повязано железным детерминизмом предшествующих событий. Поэтому любые утверждения о наличии полной свободы воли вряд ли уместны в нашу просвещенную эпоху. А раз нет свободы воли, то не должно быть и награды с наказанием. Поэтому о каких благословениях и проклятиях вы говорите? Выглядело все это так: пардон, но вы, господин раввин, просто профан в той области, о которой взялись рассуждать.
Посмотрел лектор на профессора, вздохнул, спустился с кафедры, подошел ближе и устало сказал: "Постыдитесь, как можно верить в подобную чепуху? У вас диплом не поддельный?".
В зале воцарилась тишина. Профессор побледнел. Никто не понял, за что раввин в черном костюме и шляпе публично оскорбил тихого и скромного интеллигента. Только за то, что тот высказал свое мнение? Кто и когда встречал в Израиле раввина, нарушающего элементарные положения этики иудаизма?
Паузу прервал сам раввин. Он сказал: "Прошу прощения за сцену. Я ее разыграл нарочно. Чтобы вы увидели, что концепция об отсутствии свободы воли не работает. Ведь если б вы вправду верили, что я не отвечаю за свои поступки, то не обиделись бы на мои слова. Дескать, все заранее просчитано компетентными учеными, и уже сейчас можно предугадать, кто заслужит благословение, а кто проклятие. Тем не менее, как я вижу, вы шокированы моей выходкой. Значит, считаете, что мне не следовало говорить то, что я сказал. А значит, вы не просто допускаете, но внутренне верите в то, что я, как и все, наделен свободой выбора. Так ведь об этом Тора и говорит: выбирай хорошие поступки"...
Свобода воли и детерминизм. Тема сложная, острая, фундаментальная. Еще раби Акива сказал: "Выбор есть, но все определено". То есть Всевышнему все известно наперед, но каждый человек имеет право поступать, как хочет. Кстати, именно из-за наличия такой "поведенческой вольности" ему, этому человеку, и полагается, в конечном счете, награда или наказание. Более того, реальность такова, что нравственное решение каждой конкретной проблемы определяется самим человеком — и только им, без всякого вмешательства Творца. Всевышний как бы устраняется от подталкивания человека в сторону хороших поступков. Не потому что Он не может, а потому что Он не хочет!
И лишь одно обещает нам: если станете искать Моей помощи на этом пути — помогу вам...
Но ведь и помощь надо уметь искать. Об этом как раз и говорит второй стих из вышеприведенных: "Если не будете Меня слушать и не станете исполнять все эти заповеди... то вот как Я с вами поступлю..." Смотрите, здесь идет двойное условие: слушать и исполнять. Комментатор Раши поясняет: "Слушать — значит, заниматься Торой. Исполнять — делать то, что изучаете". Вот вам и путь избежать проклятия — учить Тору.
Два вывода из приведенных стихов. Первый: мы сами создаем свою судьбу, и ничего ни у кого из нас на роду изначально не написано! Каждый сам волен получить свои благословения. Или (не дай Б-г) свои проклятья.
Здесь трудно не привести цитату: "Свобода нашей воли постигается без доказательств, на основании одного нашего внутреннего опыта" (Рене Декарт, "Начала философии", часть 1, глава 39). Вот, умный исследователь признает, что нет строгих доказательств наличию в нас свободы действий, однако интуитивно мы понимаем, что не являемся безвольными роботами. И другие умные исследователи с ним соглашаются (Лейбниц, Кант и пр.). Но это же совпадает с прямым свидетельством Торы! Зачем надо было далеко ходить?
Второй вывод не столь очевиден, как первый, но таково мнение Писания: только тот, кто открыт для учебы, сможет выдержать испытания. Прочтите эту фразу еще раз, над ней стоит подумать. И особенно сказанное верно для тех, кто встал на путь соблюдения заповедей: учиться надо каждый день, на жизненной практике реализуя все, что изучается.
Повторяем логическую цепочку: встав перед испытанием, ищи самостоятельно решение — обратись за помощью к Торе (соблюдай ее) — помощь придет, если будешь учиться.
Под конец — история-иллюстрация на тему, что такое учеба, чем она хороша и от чего спасает.
В стародавние времена учились в знаменитой Воложинской ешиве трое способных учеников, три друга не разлей вода. И у каждого была своя особенность. Первый происходил из известной семьи, которая прославилась несколькими поколениями раввинов. Второй слыл скромным, открытым и обаятельным человеком, его все любили, и он всех любил. Третий посвящал учебе день и ночь, боясь упустить каждую минуту.
И так случилось, что все трое, увлекшись новыми идеями берлинского "просвещения", покинули ешиву. Их наставник, глава поколения, великий раби Хаим из Воложина, молился за них, но ничего не помогло. И вот явился раби Хаиму во сне образ Виленского Гаона, его учителя, и сказал, что вернуться к Торе может только тот, кто ею занимается. Не спасет ни происхождение, ибо все мы потомки Авраама, Ицхака и Яакова, ни скромность и душевность, ибо хорошие качества можно наблюдать и у других народов, не это делает человека подвижником Торы...
Так с теми тремя друзьями и произошло. Первый, из знаменитой семьи, женился на немке и покинул еврейство. Второй занялся философией и попал в психиатрическую лечебницу.
И только третий не забыл, что он еврей. Тоже добился больших успехов, стал профессором, написал ряд монографий. Ему предложили пост руководителя кафедры в университете. Он почти согласился, но оказалось, надо было выполнить одно условие — креститься. Попросил несколько дней на раздумье. Шел однажды вечером по городской улице, проходил мимо еврейского дома и услышал в окно знакомый мотив. Кто-то учил Талмуд, протяжно распевая слова. И столько глубокого чувства было в том голосе, что он расплакался.
На следующий день отказался от предложения, уволился. И решил переехать в Эрец-Исраэль. По дороге завернул в Воложин, чтобы увидеться напоследок с учителем. При встрече все это и рассказал. Говорят, Воложинский рав со слезами на глазах благословил того ученика...

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.