На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В ИНТЕРНЕТЕ


Михаил КОРДОНСКИЙ "Тиква"

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДЫДУЩЕЙ СЕРИИ.

Интернет начинался с того, что все пользователи регистрировались под настоящими именами и фамилиями. Но в начале 90-х начала наступать эпоха "ников" — псевдонимов, кличек. Технически спрятаться в Интернете легко: определить настоящую личность могут только правоохранительные органы. Но во второй половине первого десятилетия XXI века наступил бум настоящих имен, фотографий, настоящих сведений о себе. Рекордсменом в русскоязычном мире является сайт "Одноклассники" odnoklassniki.ru, у которого 15.000.000 пользователей и 5.000.000 посетителей ежедневно. Одноклассники, друзья детства, люди, когда-то вместе отдыхавшие на курорте, и т. п. ищут друг друга. Казалось бы, так просто, а раньше никто не додумался. Может быть, время востребованности раньше не наступило. Сайты такого рода называют "социальными сетями". Об "Одноклассниках" мы подробно рассказывали в прошлом номере, а сейчас расскажем о других аналогичных.

«Мой круг» Moikrug.ru

"Удобный поиск работы и сотрудников" — так пишется на первой странице. Все социальные сети похожи по одному признаку: вы заполняете анкету для публичного просмотра, и в ваших интересах заполнить ее настоящими данными. Но между сетями есть отличия в наборе пунктов анкеты и способах поиска. В "Моем круге" наибольшее внимание уделяется не личностным, а профессиональным свойствам человека. Во всех социальных сетях есть функция "выбрать друзей". "Друзья" могут видеть часть данных из вашей анкеты, которая не доступна для всех, вы сами назначаете скрытые и открытые пункты. Технически вы можете назначить другом первого попавшегося, например, девушку, чья фотография понравилась. В таких социальных сетях, как, например, "В контакте", часто так и делают.
В "Моем круге" настоятельно рекомендуется присваивать статус "друг" только людям, лично знакомым, желательно по реалу, а не по сети. Присваивая этот статус, вы как бы даете рекомендацию работнику для работодателя. Возможно, работодатель обратится к вам с вопросом — бывает такое.
Вы можете посмотреть на список людей "второго круга" — это друзья ваших друзей, "третьего круга" — друзья друзей друзей, и так далее. Если нашли человека по графе поиска "профессия", но не знаете его лично, то "Мой круг" показывает вам цепочку "друзей через друзей", — через кого вы можете выйти (запросить рекомендации) на этого человека. В принципе, такая функция есть во всех социальных сетях, но в "Моем круге" она подчеркнута, тщательно и наглядно оформлена, пользоваться ей удобнее.
Также в "Моем круге" есть функции "найти одноклассников" и "найти сокурсников", но они менее удобны, чем на "Одноклассники.ру".

«Страна друзей» Stranadruzei.ru

В общем-то, типовой набор функций: ФИО, фото, места учебы, жительства и т. п. Есть некоторые дополнительные функции, которые не очень развиты у других социальных сетей, в частности — интеграция с блогами "Liveinternet", "Живой Журнал", "Мобильный репортер" и другими. Надо сказать, что блоги (от англ. blog — журнал, дневник) спроектированы на Западе именно как дневники, но в русскоязычном пространстве почему-то так сложилось, используются не по-западному, фактически выполняя многие функции социальных сетей.

«Мобильный репортер» Mreporter.ru

Это не социальная сеть, а скорее, блог. Пришелся кстати, так как он связан со "Страной друзей", но вообще-то, это совершенно отдельный интересный сервис, хотя, несомненно, выполняющий определенную социальную функцию. Это, можно сказать, "видеоблог". Вместо текстов в нем короткие (чаще всего, меньше минуты) видеозаписи (реже — фотографии) с очень краткими комментариями — видеозаписи событий, сделанные, в основном, видеокамерами мобильных телефонов. Вот, например, заголовки-комментарии записей на момент, когда пишется эта статья: "в Уфе опрокинулся мусоровоз", "горит березовая роща", "слон на ВДНХ", "в Архангельске сгорел деревянный дом".
Появление такого рода "информационных агентств" предвещает новую эпоху в журналистике. Пресса далеко не всегда успевает на место какого-то события. Пока позвонят, пока телевизионщики приедут, а деревянный дом в Архангельске уже сгорел. Телевизионщики, наконец, приезжают и расспрашивают очевидцев, как это было. А если каждый очевидец сам является "телерепортером"? Пусть дилетантом по технике, зато его информация первична и достоверна по содержанию. Информационное пространство, в котором число документированных видеосъемкой событий соизмеримо с числом пользователей мобильных сетей связи, очень сильно отличается от нынешнего. И массового пришествия нового мира ждать недолго: мобильные телефоны с видеокамерами, да и с подключением к Интернету, все дешевеют и распространяются среди большого числа людей.

«Мой мир» My.mail.ru

Ничего суперособенного про этот сайт сказать не могу. Появился позже других социальных сетей, пункты анкеты похожи, те же функции поиска... "Мой мир" является подразделением очень популярной почтовой службы mail.ru, и за одну регистрацию можно получить доступ к очень большому числу разных сервисов, а социальная сеть — только один их них. Число пользователей "Моего мира" намного меньше, чем у "Одноклассников" и "В контакте", но все же достаточно велико — исчисляется сотнями тысяч человек. Особенно "Мой мир" популярен в Москве.

«В контакте» Vkontakte.ru

По функциям с первого взгляда очень похожа на "Одноклассники.ру" и также имеет огромное число пользователей, более 10.000.000. Только одно "но" — более сомнительно, что там действительно столько людей, — ведь один человек может регистрироваться под несколькими разными, выдуманными именами.
Мы опять возвращаемся к проблеме анонимности. Да, на любых сайтах, в том числе социальных сетях, это возможно и, наверное, какой-то процент везде есть. Но на "Одноклассниках" и в "Моем круге" почему-то так не принято. А на vkontakte.ru — очень даже типично. Это как игра такая, в общем, безобидная, но прикольная: человек выступает под разными именами, с кем-то знакомится, сам с собой ведет публичные дискуссии. И еще одно свойство социальной сети vkontakte.ru — молодой возраст участников. Статистическая граница проходит примерно по числу 28: до 28 лет тусуются на "В контакте", а после и вплоть до очень преклонного возраста — на "Одноклассниках".
Почему? Как говорят американцы: "Не спрашивай меня, спроси у Б-га". Я уже не раз говорил в своих статьях, что "почему" — не мой вопрос, меня он как-то по жизни не очень интересует. Меня интересует, ЧТО происходит. А вот другой важный вопрос — как я узнал о том, что на "В контакте" ников-анонимов значительно больше, чем на "Одноклассниках". Отчасти из личных знакомств с обитателями этих сайтов. Но еще — из других публикаций, причем не голословных, а из серьезных социологических исследований, которым у меня есть основания доверять. Эти исследования проводятся в интересах маркетинга. И тут мы опять возвращаемся к проблеме коммерческой составляющей Интернета.
Создание и техническое обслуживание сайтов с таким гигантским числом пользователей — это ресурсы (техника, трафик), и главное — труд многих тысяч высокооплачиваемых специалистов. А мы с вами за эти услуги как бы не платим. Платят — рекламодатели. Хотя надо отдать должное владельцам социальных сетей, реклама в них не назойлива, она никогда не заслоняет данные, занимает очень небольшую часть экрана. Но все равно социальные сети — прибыльные коммерческие предприятия за счет количества пользователей. Аудиторией в 15 миллионов, из которых ежедневных 5 миллионов, вряд ли может похвастаться даже самый крупный телеканал. Вот и стоимость рекламы на этих сайтах — соответственная.

«Мир тесен» Mirtesen.ru

Это попытка создать социальную сеть, связи в которой обусловлены, в первую очередь, местом проживания. То есть, по идее, это поиск людей, живущих неподалеку. Для этого используется технология трансляции в Интернет географических карт, схем местности, планов городов и спутниковых снимков. Когда, зарегистрировавшись, заходишь на первую страницу, то видишь фотографии людей, которые, как определил робот, живут поблизости. Определяет-то он точно, по карте, только мир оказывается не таким уж тесным. Никого из Одессы рядом со мной вообще не оказалось. Ближайшие (есть на этом сайте такая функция поиска) расположены во Львове, Гайвороне и еще где-то в 214-ти км. Видимо, если человек указал в анкете, но запретил публично показывать на сайте название конкретного города или села, то робот вычисляет расстояние по карте.
А там, где расстояний нет, человек вообще не указал точное место жительства, только страну. В этих случаях рядом с фотографиями этих людей роботом написано: "рядом с Одессой". И поиск по графе "Адрес: Одесса" не дает результатов. Похоже, что на момент написания этой статьи я там единственный одессит, да и то я пришел туда только ради того, чтобы написать эту статью. Впрочем, может быть, и есть еще одесситы, не указавшие в анкете город проживания.
Зато поиск по ключевым словам "Адрес: Москва" выдает 130.000 человек, по Тель-Авиву — 180... нет, не тысяч, просто человек, но все же больше, чем в Одессе. В общем, сайт еще не развит, пользователей мало. Может быть, когда (если) вы, читатель, зайдете на этот сайт, числа будут больше, и одесситы появятся.
Сама идея по поиску соседей мне очень нравится. Мы замыкаемся в своей квартире с Интернетом (а я вас еще агитирую, какой Интернет хороший). Впрочем, мы и без Интернета замыкаемся. А тут вдруг доступны фото и сведения о человеке, живущем неподалеку. Может быть, и общие интересы найдутся, — графа "интересы" есть в анкетах всех социальных сетей.
Конечно, я перечислил в этой статье далеко не все социальные сети. Их сотни (а может, и тысячи), и чуть ли не каждый день появляются новые. Кто захочет узнать про другие — воспользуется поисковыми системами.
А у нас с вами пока всплыла интереснейшая тема — интернетовские карты местностей и спутниковые фотоснимки.
О них мы подробно расскажем в отдельных статьях.

Тексты колонки "Интернет для детей и родителей" адресованы читателям бумажной версии газеты "Тиква" — не пользователям Интернета — и, соответственно, адаптированы, то есть информация упрощена и искажена.
Мы будем рады услышать от опытных пользователей Сети предложения и советы по улучшению качества адаптирования. Пишите нам на
tikvaodessa@ukr.net.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.