На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЧТО ТАКОЕ «ВОКЗАЛ» И ПОЧЕМУ ПОРА ПРОЩАТЬСЯ?


Этимология слова вокзал связана с названием деревушки Vauxhall близ старого Лондона. Ныне она растворилась в современном городе-гиганте. В третьей четверти XVIII столетия в Воксхолле разбили парк и устраивали гулянья для нобилитета, сопровождавшиеся концертами, театральными постановками, танцами, фейерверками. В России первый музыкальный вокзал появился в 1793 году в саду Нарышкиных, в Петербурге, далее — в Екатерингофе, на Петровском острове и в других местах. Первый российский вокзал как атрибут железнодорожной станции был устроен в Павловске в связи с сооружением первой железной дороги — на Царское Село. "Воксал с гостиницей для пристанища и удовольствия публики" здесь открылся 22 мая 1838 года.
Довольно скоро известия о новомодном Павловском вокзале достигли Южной Пальмиры, и тут образовалась некая его пародия. Учредителем выступил большой любитель театра и балета князь Павел Гагарин, владевший и собственным недостроенным театральным зданием, находившимся на месте нынешней Научной библиотеки ОНУ имени И.И. Мечникова. "Одесский Вокзал" помещался на Канатной, в нынешнем доме № 15 — небольшом старинном двухэтажном особняке классического стиля, заботливо отодвинутом вглубь двора от сравнительно оживленной и в те времена городской магистрали.
В разные годы здесь выступали ведущие солисты итальянской оперы, оркестры из Австрии, Германии, Италии, Чехии, гимнасты, иллюзионисты, укротители зверей, "искусники разных телодвижений", исполнители на экзотических инструментах, популярные актеры, устраивались маскарады, "сжигались фейерверки". По воспоминаниям известного в позапрошлом веке думского деятеля Осипа Чижевича, "в здании этом происходили концерты и балы, посещаемые преимущественно дамами полусвета и разгульною молодежью". Сколько-то лет "Вокзал" даже соперничал с гуляньями на бульваре, Ланжероне, в Пале-Рояле и др.
Сегодня означенный дом № 15 доживает свои последние дни, — старинный изящный особняк (осталась одна лишь фасадная стена!) с пустыми глазницами окон и высаженными дверьми старательно "подготовлен" к слому и огорожен забором. Уничтожается памятник нашей истории и культуры, возможно, и не внесенный в какие-то высочайше утвержденные списки и реестры. Ныне никому и дела нет, что отставной "Вокзал" — один из немногих свидетелей живого быта Одессы времен порто-франко. Едва ли кто знает и то, что дом этот построил пушкинский знакомец, выдающийся общественный деятель, археолог Иван Алексеевич Стемпковский (1788-1832). Одесский строительный комитет отвел ему участок под застройку 4 августа 1823 года, а спустя три года "дом со службами" был полностью окончен. Эти стены многое повидали.
Стоит напомнить, что И.А. Стемпковский — один из первых исследователей античных древностей Украины, публикатор самой первой карты греческих и римских поселений на берегах Черного моря. Оставляя Россию, незабвенный герцог Ришелье именно ему, добросовестному труженику и гражданину, подарил свою дачу на Водяной балке со знаменитым садом. В свою очередь, уезжая на должность градоначальника Керчи, Стемпковский подарил "Дюковский сад" любимой Одессе. И вот наша пресловутая "благодарность", помноженная на "историческую память", — грозящие обрушением руины построенного им поистине мемориального дома…

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.