На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТОРЫ

Обычай


По-еврейски — "мин'аг". Так называют образ исполнения еврейских заповедей и правовых норм, не предписанных непосредственно Законом, а выработанных практикой в одной общине или во всем еврейском народе. Примером может служить принятый почти повсеместно обычай посещать микву (ритуальный бассейн) перед началом субботы.
Следует различать установления трех видов: "галаха" — закон, предписание Торы или мудрецов; "мин'аг" — обычай; "дэрех эрец" — образ поведения, этика.
Закон устанавливается Письменной или Устной Торой и предназначен для неукоснительного исполнения. Что касается обычая, то он возникает и закрепляется в силу насущных конкретных причин. Община как бы вырабатывает его, а потом требует исполнения, даже если причины изменились. Впрочем, иногда наблюдается изменение самого обычая, который таким образом может даже утратиться (чего не бывает с тем или иным положением Закона, который можно отменить только специальным законодательным актом, и то не во всех случаях).
Наличие разнообразных обычаев послужило причиной выживаемости еврейского народа в рассеянии. К общинным обычаям относятся, например, порядок и состав молитв, текст некоторых благословений и пр.
Считается, что закон, принимаемый мудрецами, не должен противоречить обычаю в данной местности. Обоснованием для этого служит мнение, что обычай не мог утвердиться без одобрения учителей прошлых поколений, а значит, его нельзя отменить без компрометации их имени. Обычай, о котором идет речь, должен удовлетворять трем правилам: он не противоречит ясному указанию Закона; он многократно применяется; он разумен и целесообразен.
Обычаи ашкеназских евреев (выходцев из европейских общин) систематизированы раби Моше Исерлишем, сефардских евреев (выходцев из восточных общин) — в том же 16 веке раби Йосефом Каро.
В Талмуде написано (трактат "Бава Меция" 86): "Да не изменит никто обычая, ведь Моше поднялся на небо (получить Тору) и не ел хлеба (как принято у ангелов), а ангелы спустились на землю и ели хлеб (когда их принимал Авраам)".
И еще (трактат "Хулин" 93): "Не попирай учение своей матери". Здесь под учением матери понимаются обычаи, в то время как учение отцов — это еврейский Закон.
В заключение добавим, что каждый еврей, независимо от места своего проживания, соблюдает главные обычаи общины, из которой он происходит. Так ашкеназский еврей, даже если живет в среде марокканских евреев, не может в Песах есть горох, фасоль и рис, хотя "марокканцам" это не запрещено. Мальчик, отец которого происходит из сирийской общины, обязан после своих 13 лет надевать большой талит, даже если он молится со своими ашкеназскими сверстниками в Бруклинской синагоге, где талит принято надевать только после свадьбы. Впрочем, есть и такие обычаи, которые связаны с местностью, — и их исполняют все, кто там оказался, независимо от своего происхождения.

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.