На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

НЕДЕЛЬНый раздел

СУХАЯ БУКВА ЗАКОНА


Небольшой по размеру, но очень емкий раздел Торы. Называется "Беар", что означает "На горе": "И сказал Всевышний пророку Моше на горе Синай..."

Сегодня мы рассмотрим два стиха из этого раздела. Первый стих (Ваикра 25:14): "Если будете продавать что-либо своему ближнему или покупать из рук своего ближнего, то не обманывайте друг друга". Второй стих (25:17): "Не обижайте один другого". Так написано в Письменной Торе. А Тора Устная дает на них развернутый и обширный комментарий. По существу, только из Устной Торы можно узнать, как точно звучит еврейский закон в каждом случае — при торговых сделках (тема первого стиха) и в бытовом плане (стих второй). Что означает — не обманывайте? Что означает — не обижайте? Если, допустим, продавец заявляет покупателю, что он торгует самыми лучшими холодильниками в мире, это обман? Если муж говорит жене, что она могла бы выглядеть дома лучше и опрятней, он ее обижает?
Давайте оставим на время язык эссе и газетного очерка и приведем закон иудаизма в том виде, как он исполняется на практике.
Про торговлю сказано: "Не обманывайте друг друга". Лишь несколько примеров: продавцу запрещено незаслуженно хвалить продаваемый им товар. Нельзя подкрашивать старое, пытаясь придать ему вид нового. (Речь идет не о невесте накануне свадьбы, а именно о товаре; хотя с невестами тоже, надо признать, всякое случается.) Нельзя подмешивать плохие плоды в хорошие, чтобы продать всю партию как хорошие плоды. (Мы этим никогда не занимались? Ни в бюджетных отчетах, ни в дипломных проектах?) Продавец обязан предупредить покупателя обо всех дефектах продаваемой вещи. А если не предупредил, что будильник развалится, коли утром по нему слегка хлопнуть, чтобы не трезвонил, то сделка по продаже будильника отменяется. Ибо не сделка это, а настоящий обман.
Относительно последнего правила можно сказать, что товары, по Торе, оказывается, следует продавать, рекламируя достоинства, а не скрывая изъяны. И если кто-то возразит, что на обмане держится вся современная реклама, то пусть знает, что, во-первых, это не совсем верно — далеко не вся; а во-вторых, "обманная" реклама, если вы с таковой столкнетесь, идет вразрез с Законами Торы. Так что, нет ничего зазорного в том, чтобы надеть на себя большой картонный щит со словами: "Подписывайтесь на "Еврейскую газету", лучшую газету Одессы", — и пойти фланировать по Дерибасовской. Потому что "на вкус в области газет товарища нет"!
Еще одно правило. Запрещено во время сделки говорить неправду об общей рыночной цене — этот закон касается как продавца, так и покупателя. Если человек хочет продать вещь по цене, выше рыночной, он не может утверждать, что придерживается общепринятой цены. ("Да пройдитесь по магазинам — везде такая цена!" И ведь знает, что никто никуда не пойдет, на том и строит свой обман.) Раввинское постановление: в случае, если разница в цене превышает одну шестую стоимости, обманутый может расторгнуть сделку. (Что делать продавцу, который хочет продать вещь подороже, но не желает нарушить Закон Торы? Он должен честно сознаться в своем желании, а покупатель пусть решает, соглашаться на такие условия или нет.) Но разрешается продавать вещи ниже рыночной стоимости для привлечения покупателей.
Кстати, бытовая правда очень часто похожа на торговую, правила которой мы только что привели: можно хвалить, но нельзя перехваливать. Однако и в этом деле есть исключения. Например, можно, поздравляя только что женившегося друга, заметить, что его молодая супруга необычайно красива. Что из того, что на нее без слез нельзя смотреть? Раз друг ее выбрал, значит, он действительно уверен в ее привлекательности. И еще одно исключение: встретив подругу, надевшую новое платье, надо непременно поздравить ее с удачной покупкой. Даже если поперечная полоска не совсем гармонирует с ее полным телом. Доставьте человеку удовольствие, если уже ничего нельзя исправить. Такова природа человека — он всегда радуется новым приобретениям, поддержите его в этом.
Теперь посмотрим на второй сегодняшний стих: "Не обижайте друг друга".
Разговор идет об обиде устной, высказанной словами, которые могут вызвать у других боль, стыд или смущение. Следите за своей речью, говорите только то, что были бы согласны выслушать в свой адрес. Обида хуже воровства, ведь украденное можно вернуть, а боль обиды всегда остается. Самая же страшная обида — нанесенная при людях.
И вот еще о чем говорит тот же стих Торы: запрещено давать людям клички. Запрещено напоминать исправившемуся человеку о его былых прегрешениях. Даже если человек не исправился, не спешите взять на себя роль судьи или раввина: не раньте его напрасными замечаниями. Не стоит шутить над людьми, даже беззлобно, поскольку не все относятся к шуткам так же легко, как вы. Запрещено обижать людей даже жестом.
Все эти законы актуальны как в отношениях человека с посторонними людьми, так и в отношениях с друзьями, супругом, а также детьми. Женщины и дети особенно ранимы и чувствительны к словам. Не поступайте с детьми так, как вы не смеете поступать со взрослыми. Никогда ни на кого не кричите, крик нанесет урон, в первую очередь, вашему достоинству. И даже намеком не давайте понять собеседнику, что уровень его интеллекта не очень высок. Стоит вообще перестать оценивать интеллектуальный уровень других людей, поскольку всегда есть кто-то умнее нас, согласны?
Мы привели несколько законов Устной Торы. Кто-то скажет, что в них нет ничего особенного, что они являются разумными правилами поведения, до которых может догадаться любое человеческое общество.
Чтобы никто не впал в такое заблуждение, сказано в Торе, что все эти законы получены еврейским народом на горе Синай. Не верите? Прочтите первые слова сегодняшнего недельного раздела из книги "Ваикра". Раздел называется "На горе".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.