На главную страницу сайта
Полоса газеты полностью.

ПРАКТИКА ИУДАИЗМА

ЦАРИЦА СУББОТА


(Окончание. Начало в № 572)

ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ МУКЦЕ

Правило гласит: мукце нельзя перемещать, но до него можно дотрагиваться. Это означает, что не запрещено сидеть на камнях, бревнах и других видах мукце, класть на них вещи и т. д.; правда, при одном ограничении — если мукце не будет сдвинуто с места, когда мы его касаемся.
Несколько слов о мокрой одежде. Мудрецы запретили ее перемещать из опасения, что, взяв ее в руки, человек, машинально выжмет влагу из ткани, забыв на минуту о Субботе. Кстати, что является мокрой одеждой? По галахе, если, дотронувшись до одежды, человек настолько намочит руку, что сможет увлажнить ею другой предмет, то такая одежда считается мокрой.
Следовательно, если белье, вывешенное сушиться, в момент наступления Субботы было мокрым (что приводит к запрету на его перемещение), то в Субботу нельзя будет снять его с веревок, даже после того как оно просохнет. Так работает правило миго деиткацаи, о котором мы говорили выше, а именно: предмет, в начале Субботы запрещенный для переноса, остается мукце на протяжении всего дня.
Но если мы сомневаемся, в каком состоянии находилось белье в момент наступления Субботы, его можно снять. И еще: правило миго деиткацаи действует только при наступлении Субботы; стало быть, если на веревке висело уже высохшее белье, но в Субботу оно намокло под дождем, им можно пользоваться сразу, как только оно высохнет.
Газеты не считаются мукце. Догадайтесь почему. Ответ: потому что некоторые используют их как оберточный материал!

МУКЦЕ В ПРАЗДНИК (ЙОМ-ТОВ)

В основных своих положениях законы мукце в Субботу и в Йом-Toв идентичны. Но есть и различия. Вот первое из них. Уже не раз упоминалось, что в Йом-Тов разрешены действия, необходимые для приготовления пищи на праздничную трапезу (охель нефеш). В принципе, это правило верно и для мукце. Иными словами, разрешается перемещать мукце в интересах праздничной трапезы. Например, можно вынуть из кошелька ключ от шкафа с провизией, можно убрать камень, мешающий достать фрукты или овощи. Однако использовать мукце даже для приготовления пищи (например, колоть орехи камнем) запрещено.
Предметы, предназначенные для действий, запрещенных в Субботу, но разрешенных в Йом-Тов, не считаются мукце, их можно перемещать с любой целью. В первую очередь, это относится к свечам — как зажженным, так и не зажженным. Электроприборы, имеющие нить накаливания, такие, как настольные лампы и электронагреватели, являются мукце в Субботу, но в праздники нет запрета на их перемещение. В Йом-Тов нельзя зажечь спичку, чиркнув ее о коробок, но уже горящий огонь можно переносить с помощью спичек, поэтому сами спички не являются мукце.
Продукты, не съедобные в сыром виде, такие, как мука, фасоль, картофель или мороженая рыба, не считаются мукце в Йом-Тов, поскольку их можно сварить.
Теперь перейдем ко второму отличию в законах мукце между Субботой и праздником. На этот раз мы имеем дело с "устрожением". Мудрецы справедливо опасались, что разрешение целого ряда мелахот для приготовления пищи может привести к общему пренебрежению законами праздника. Несведущие люди могут подумать, что если разрешено разжигать огонь и варить на нем еду, то можно и многое другое, чего галаха на самом деле не разрешает.
Чтобы несколько сбалансировать картину, мудрецы решили хотя бы в одной области сделать законы праздника строже, чем субботние. Для этого выбрали мукце, точнее, одну из его разновидностей — нолад, и, разрешив ее в Субботу, запретили в праздник. Нолад в буквальном переводе означает "новорожденный". Имеются в виду предметы, с которыми в Йом-Тов произошли такие качественные изменения, что они как бы пережили второе рождение. Напомним, что основная идея мукце состоит в том, что разрешено пользоваться предметами, уже готовыми к употреблению накануне (то есть при наступлении Субботы). Что касается "заново родившихся" предметов, не существовавших накануне в их новом качестве, то они разрешены в Субботу, но запрещены в праздники.
Теперь надо бы определить, какие именно качественные изменения, происшедшие с вещью, позволяют классифицировать ее как нолад. Но вместо того чтобы пытаться сформулировать общее правило — а оно получится громоздким и нечетким, — приведем конкретные примеры.
Выше говорилось, что кости, годные в пищу собакам, не считаются мукце, поэтому в Субботу их можно перемещать. Однако в Йом-Тов делать этого не следует — ведь кости накануне были не отделены от мяса и считались пищей для человека, и только сегодня, будучи отделенными от мяса, превратились в деликатес для собак. Этого качественного изменения достаточно, чтобы характеризовать их как нолад. Но кости, сохранившиеся от мяса, съеденного в будни, можно переносить в праздник, потому что еще накануне они стали пищей для собак. Все сказанное верно также по отношению к плодовым косточкам и кожуре фруктов и овощей.
Раньше мы говорили и о том, что обломки предметов пользования, пригодные для какого угодно употребления, хотя бы для одного, самого незначительного, не считаются мукце, поэтому в Субботу их можно убрать — даже если нет реального намерения использовать их по новому назначению. Например, в Субботу у блюдца откололся край, и оно все еще годится в качестве крышки для заварного чайника — в таком случае оно не стало мукце. Но если блюдце разбилось в Йом-Тов, то мы имеем дело с нолад, "новорожденной" крышкой, которую нельзя перемещать.
Кстати, наиболее строгие формы "второго рождения" могут оказаться запрещенными и в Субботу. Так, по мнению ряда законоучителей, переход воды в лед — пример запрещенного новообразования, поэтому готовить лед в морозильнике можно только в случае острой необходимости. Аналогичное правило работает в обратном направлении: нельзя растапливать лед, положив его на солнце или у горячего радиатора. Вместе с тем ряд ведущих знатоков галахи нашего времени разрешает вынимать из холодильника замороженные продукты, несмотря на то, что они растают.

ДЕТСКИЕ ИГРЫ

Далеко не все детские игры разрешены в Субботу. Те, в которые нельзя играть в Субботу (по ряду причин), — мукце, то есть их нельзя, ко всему прочему, и передвигать. Лепить из пластилина категорически запрещено в Субботу, а поскольку пластилин больше ни на что не годен (это не вещь, а материал — как песок, глина и пр.), он считается мукце, или, если говорить точнее, мукце махмат гуфо. Такой же статус имеют краски, клей, рулоны цветной и ватманской бумаги. Обычный песок — это тоже мукце махмат гуфо, однако многие авторитеты разрешают играть в песок, специально приготовленный в детской песочнице.
Детский конструктор, "пазл" и подобные им игры, в которых составляются различные фигуры или картинки, имеют статус кли шемелахто леисур, то есть предметов, специально предназначенных для запрещенных в Субботу действий. Следовательно, можно их перемещать для разрешенных действий, а также чтобы использовать место, на котором они лежат. На практике это означает, что не только разрешено играть в эти игры (впрочем, не прикрепляя частей друг к другу), но и разрешено убрать их с пола, чтобы можно было пройти. Правда, нельзя их просто убрать для наведения порядка в квартире!
Напомним, что мудрецы запретили пользоваться устройствами, издающими громкие звуки, так как это противоречит атмосфере субботнего покоя и приводит к пренебрежению Субботой. Получается, что игрушки, издающие звуки, такие, как свистки, колокольчики, трещотки и погремушки, считаются кли шемелахто леисур. Их можно двигать, чтобы освободить место, или для разрешенного использования.
Современные раввины расходятся во мнениях по вопросу, можно ли натягивать пружину в заводных игрушках (напомним, что заводить остановившиеся часы запрещено). Однако все сходятся на том, что такие игрушки — не мукце, потому что дети с удовольствием играют ими, даже когда они не заведены.
С точки зрения буквы закона, можно играть в шахматы, поэтому они не считаются мукце даже для того, кто обычно в них не играет. Мяч не является мукце, поскольку детям разрешено играть с ним (в помещении или на асфальте). Даже спущенный мяч не запрещено переносить с места на место, хотя некоторые авторитеты не позволяют его надувать.
Велосипед — мукце, поскольку езда на нем запрещена в Субботу, а ни для чего другого он не годится. Однако малыши могут кататься на трехколесном велосипеде.

* * *
…"И благословил Всевышний седьмой день, и освятил его, ибо в этот день прекратил всю Свою работу, которую сотворил для того чтобы сделать". Как понять окончание этого стиха — "сотворил для того чтобы сделать"? Разве не достаточно сказать просто "сотворил"? Мидраш объясняет: в пятницу Всевышний сделал нечто такое, что следовало сделать в Субботу. Один из комментариев гласит, что здесь имеется в виду человек.
Впрочем, пока еще неясно, почему Всевышний поспешил с созданием человека. Очевидно, была какая-то необходимость в том, чтобы к наступлению Субботы человек уже присутствовал в этом мире. Выше мы неоднократно говорили, что Суббота названа мудрецами Царицей. Приводили и объяснение этого высказывания: в Субботу, когда замирает созидательная деятельность, когда останавливаются все производственные процессы, проявляется простая истина: в мире есть только Один Хозяин, безраздельно правящий Своим Творением. Когда в Субботу в мир спускается Шхина, тогда проявляется Царство Всевышнего...
Но вот интересная деталь — в Иерусалимском храме каждый день недели левиты пели один из Псалмов, выражающий суть именно этого дня. Однако псалом "Всевышний воцарился", который скорее подходит к Царице Субботе, левиты почему-то произносили по пятницам.
Пояснение находим в другом псалме: "Всевышнему (принадлежит) Царство, и Он властвует над народами". Две части стиха повторяют друг друга: если Он — Царь, то понятно, что властвует, ведь власть — главный атрибут царства. Виленский Гаон написал, что язык Торы различает глаголы "царствовать" и "властвовать". Властитель (мошель) — тот, кто правит людьми, независимо от их согласия. А царь (мелех) — тот, чью власть признают добровольно.
Теперь перейдем к царству Всевышнего. Объективно Он властвует над всем миром, в том числе над Землей и всем, что ее наполняет. Но кто может осознать Его Царство и согласиться принять на себя Его "иго"? Только человек, наделенный сознанием и свободой воли! Все остальные творения свободой воли не наделены, они подчинены власти Всевышнего и действуют в лучшем случае при помощи инстинктов, то есть не могут сознательно выполнять Его волю. И только человек, способный, благодаря данной ему свободе, не подчиняться воле Всевышнего, только он может признать Царя мира, сделать Его царем над собой.
Теперь мы знаем, как ответить на вопрос "Что произошло в пятницу, на шестой день Творения?". Накануне Субботы был создан человек, способный воцарить Всевышнего над всем миром. Только после этого могла прийти Царица Суббота. Царство Всевышнего проявилось в седьмой день. Но возможность Его воцарить, признать Царем, приготовлена в шестой день, когда был создан человек. В этом смысл Мидраша.

Из книги раввина Моше ПАНТЕЛЯТА
"Царица Суббота".

Полоса газеты полностью.
© 1999-2017, ИА «Вiкна-Одеса»: 65029, Украина, Одесса, ул. Мечникова, 30, тел.: +38 (067) 480 37 05, viknaodessa@ukr.net
При копировании материалов ссылка на ИА «Вiкна-Одеса» приветствуется. Ответственность за несоблюдение установленных Законом требований относительно содержания рекламы на сайте несет рекламодатель.