20.07.2014 | Наука

Первобытные люди занимались профилактикой кариеса, — ученые

Первобытные люди употребляли в пищу растения, а также использовали их в качестве лекарственного средства за тысячи лет до появления земледелия.

К такому выводу пришли авторы археологического исследования, результаты которого опубликованы в журнале PLoS ONE. Ученые проанализировали химический состав зубного камня, найденного на зубах древних обитателей стоянки Аль-Хидай (Центральный Судан). Аль-Хидай известен прежде благодаря могильнику, где сохранились останки людей эпохи мезолита, неолита и даже периода Мероэ (IV век до нашей эры — IV век нашей эры).

Карен Харди из Барселонского автономного университета и ее коллеги взяли зубы, относящиеся ко всем этим эпохам, и нашли там следы крахмалов, характерных для клубеньков сыти круглой (Cyperus rotundus). Это растение в тропиках и субтропиках сейчас считается «сорняком номер один»: оно быстро разрастается и с трудом поддается выкорчевыванию.

Для древних жителей исторического региона Судана клубеньки с подземных побегов сыти были важным источником углеводов. Кроме того, ее волокна блокируют размножение бактерий Streptococcus mutans — одного из виновников кариеса. И в самом деле, на зубах древних людей археологи почти не нашли следов этого заболевания.

Кроме того, ученые выяснили, что обитатели Аль-Хидая ели и другие растения. Исследователи полагают, что первобытные жители этой местности могли по-разному использовать растения. Так, клубеньки сыти круглой сжигали, видимо, чтобы отгонять насекомых. Также съедобную флору варили, жарили и, возможно, изготавливали из растений веревки.

Лента.Ру