09.04.2014 | Общество

Минирование Оперного театра: есть несколько версий событий

Нет документальных источников, подтверждающих, что в апреле 1944 года здание Одесского театра оперы и балета было заминировано отступавшими оккупантами, а затем разминировано советскими войсками.

Как заявила в беседе с корреспондентом агентства «Вікна-Одеса» заведующая литературной частью учреждения Лилия Нейчева, есть несколько версий событий.

Поводом для комментария стала намеченная на завтра (День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков) акция, участники которой намерены провести историческую реконструкцию разминирования Оперного театра и повесить на балконе здания копию Знамени Победы.

По словам завлита, сотрудники учреждения основываются на информации краеведа Валентина Максименко, приведенной в книге «Городской театр Одессы: 1809 – 2009» (издательство «Астропринт», 2010 год). Автор, в свою очередь, цитирует статью «Краткий миг победы» первого помощника военного коменданта Одессы З. Хмеля, опубликованную в газете «Знамя коммунизма» в 1987-м.

«Оперный театр не был заминирован. Со всей ответственностью это подтверждаю как первый помощник военного коменданта в первой военной комендатуре Одессы после ее освобождения. Начальник инженерной службы гвардии полковник В.М. Ткаченко с двумя офицерами (…) 10 апреля 1944 г. обследовал театр. Для минирования было подготовлено 36 мин в подвале здания загса, но они так и остались в нем, о чем был составлен акт в 3 экземплярах, копия которого находится в музее Красной армии в Москве», – пишет очевидец событий.

Также В. Максименко приводит рассказ бывшего главного дирижера театра Николая Покровского. Во время войны в учреждении работал инженером Сергей Эрмиш. Немец по происхождению, он пользовался доверием оккупантов. Отступая, румыны и немцы действительно хотели взорвать театр. Для этого приготовили мины, которые привезли в помещение находящегося рядом загса.

Для минирования были созданы две бригады– «чтобы было наверняка: одна не справится, другая ее подстрахует»: «Когда первая бригада приехала в театр, чтобы начать минирование, С. Эрмиш, рискуя жизнью, сказал, что работа уже выполнена другой бригадой. В спешке отступления, к счастью, не стали проверять. Но когда прибыла вторая бригада, он уже с чистой совестью сказал, что в театре побывала первая. Рисковал и теперь, но – обошлось. Жаль, что имя человека, которому мы обязаны сохранением театра, незаслуженно остается в тени. Расскажите о нем, когда можно будет».

По мнению краеведа, легенда о разминировании театра возникла из следующего факта. Саперы, обследовавшие здание после освобождения города, сделали памятную надпись: «Мин нет». Позднее ее кто-то истолковал так: «Раз сейчас нет, значит, были».

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки