05.03.2014 | Медицина

Найдено средство против образования тромбов в области имплантата

Американские ученые разработали специальное ультратонкое покрытие для имплантируемых биомедицинских устройств, которое предотвращает возникновение тромбов в сосудах.

Результаты работы были опубликованы в журнале Nature Communications.

Когда по медицинским указаниям в организм имплантируется какое-либо устройство (например, катетер, сосудистый протез или искусственный сердечный клапан), оксид азота, естественным образом циркулирующий по сосудам и препятствующий образованию тромбов, перестает поступать в такие области, и тогда в них начинается процесс тромбообразования.

Некоторые исследователи пытались решить эту проблему имплантированием устройства, постепенно высвобождающего окись азота, однако его ресурс заведомо ограничен.

Вместо этого группа ученых из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Мичиганского университета создали специальное ультратонкое покрытие для имплантирумых устройств, которое действуе как химический катализатор, вызывающий образование антитромботических молекул из уже находящихся в крови веществ.

Материал этого покрытия состоит из графена - графита с толщиной слоя всего в один атом, в который включены два компонента - гемин и фермент глюкозооксидаза. Оба вещества работают синергически, ускоряя образование нитроксила (HNO), действующего подобно оксиду азота (NO). По словам ученых, это может стать эффективным и экономически выгодным решением проблемы.

Преимуществом данного подхода является то, что любое имплантируемое устройство с таким покрытием не будет нуждаться в запасе окиси азота, как это было до сих пор, а будет лишь катализировать постоянную выработку соединения, препятствующего тромбообразованию, из веществ, которые уже содержатся в крови.

Как отмечают авторы разработки, модифицированное графеновое покрытие может найти применение при создании широкого диапазона имплантируемых биомедицинских устройств.