03.02.2014 | Наука

Биологические часы научились переводить взбалтыванием

Британские ученые обнаружили, что мухи дрозофилы способны настраивать свои биологические часы на основе вибраций в окружающей среде. Исследование опубликовано в журнале Science.

Кратко о нем можно прочитать в пресс-релизе Университетского колледжа в Лондоне.

В ходе исследования мух помещали в помещение, где не менялись условия освещения и температура поддерживалась на постоянном уровне. При этом пробирки с животными регулярно трясли: по 12 часов с 12-часовыми перерывами.

После нескольких дней такой тряски, животные перенастраивали свои биологические часы в соответствии с режимом вибрации. Это было заметно и по поведению животных, и по тому, как менялась работа генов. В частности, суточные изменения концентрации белка PERIOD в нейронах мозга мухи подстраивались под этот новый режим.

Ранее считалось, что влиять на биологические часы могут только температура и свет — факторы с естественной периодичностью. Как именно тряска влияет на биологические часы, пока не ясно, хотя ученые показали, что для настройки требуются работа механических рецепторов насекомых и правильная работа ключевых генов биологических часов.

Наиболее изученный тип биологических часов — циркадные ритмы. Они встречаются у самых разных животных, от беспозвоночных до млекопитающих. При этом недавно было показано, что у некоторых беспозвоночных, помимо циркадных присутствуют и лунные или приливные биологические часы. Биологические часы сохраняются даже у тех животных, которые живут в совершенно не меняющихся условиях, например в подземных озерах. При этом они могут сильно отставать, например, превращая суточный цикл в 47-часовой.