19.12.2013 | Наука

Выветривание каменных пород некогда привело к обледенению всей Земли

Команда учёных, исследующих горы Маккензи на северо-западе Канады, предположила, что выветривание горных пород почти миллиард лет назад, возможно, привело к тому, что планету сковало льдами на 55 миллионов лет.

В своей работе, опубликованной в издании Proceedings of the National Academy of Sciences, международная команда делится результатами своего полевого исследования и последующего анализа образцов горных пород. По их мнению, эти результаты позволяют разгадать загадку одного из самых драматических случаев изменения климата в истории.

Учёные считают, что Земля пережила несколько периодов глобального оледенения. То есть некогда вся планета была покрыта льдом (такие моменты истории принято называть Земля-снежок). Чтобы лучше понять, что привело к изменению климата, которое вполне может произойти и в будущем, учёные смотрят в прошлое.

На сей раз исследовательская группа постаралась рассмотреть событие, известное как стёртианское оледенение (sturtian glaciation), внезапно сковавшее планету на 55 миллионов лет после почти миллиарда лет безо льда.

За подсказками учёные направились в горы Маккензи − именно эта часть планеты может быть полезна для моделирования событий прошлого из-за сохранившихся следов её ледяной истории. Исследователи собирали осадочные породы, сохранившие следы движения древнего ледника, а также образцы пород выше и ниже них.

Все образцы были исследованы в лаборатории, где геологи проверили содержание в них осмия и рения. Эта информация даёт возможность определить возраст пород. Исследователи в результате пришли к выводу, что стёртианское оледенение длилось целых 55 миллионов лет.

Команда также проверила образцы горных пород на наличие изотопов тех же двух элементов: оказалось, что камни поглощали углекислый газ. Это открытие стало основой для любопытной теории. Учёные предполагают, что вулканическая активность, имевшая место до стёртианского периода, привела к поглощению из атмосферы большого количества CO2 (из-за выветривания породы лучше впитывают газ), что повлекло за собой охлаждение планеты, а затем и превращение Земли в гигантский снежок.

В ближайшее время учёные попытаются выяснить, действительно ли стёртианское оледенение было одним долгосрочным событием или же это был длительный период, когда происходило увеличение и отступление ледяного покрова.