19.12.2013 | Медицина

Шведы выяснили, как курение влияет на гены

Вред, который наносит курение здоровью, доказан уже давно. Новое исследование показало: курение способно изменить несколько генов, связанных с развитием ряда заболеваний, например рака и диабета.

Исследование провели сотрудники Уппсальского университета и Уппсальского научно-исследовательского центра, пишет Medical Xpress.

При рождении человек наследует по одному набору генов от каждого из родителей. Спустя годы генетический материал может меняться из-за эпигенетических модификаций (химические изменения ДНК влияют на активность генов). Такие изменения, как правило, вызваны старением, однако могут быть результатом воздействия факторов окружающей среды и образа жизни.

В ходе исследования специалисты изучили, как меняются гены у курильщиков и тех, кто не имеет вредной привычки. Так, они обнаружили множество изменений в генах любителей подымить, а у тех, кто отказывался от табака, подобных изменений не наблюдалось. "Это означает, что эпигенетические модификации, вероятно, вызваны не веществом в табаке, а сотнями различных элементов, которые образуются, когда табак сгорает", - говорит автор исследования Оса Йоханссон.

Ранее было доказано, что курильщики имеют повышенный риск развития диабета и многих типов рака, сниженный иммунитет и низкое качество спермы. Исследование шведских специалистов установило, что гены, повышающие риск развития рака и диабета и важные для иммунной реакции, страдают от курения.

"Наши результаты показывают, что повышенный риск заболеваний, связанных с курением, отчасти вызван эпигенетическими изменениями. Лучшее понимание молекулярных механизмов, ответственных за болезни и снижение функционального состояния организма, может привести в будущем к разработке эффективных препаратов и методов лечения заболеваний, вызванных курением", - подчеркивает О.Йоханссон.

Исследование ученых опубликовано в журнале Human Molecular Genetics.