03.12.2013 | Медицина

Ученые научились использовать израильского скорпиона для лечения рака мозга

Исследователи из Сиэтла (США) разработали новую технологию, которая помогает хирургам найти и удалить опасные раковые клетки мозга с помощью яда скорпиона, сообщает ABC News.

Технология "окраски опухоли" реализуется за счет использования белка, полученного из парализующего яда израильского скорпиона. Этот модернизированный белок связывается с раковыми клетками и затем соединяется с флуоресцентными молекулами-"фонариками", которые успешно используются в операциях в течение десятилетий. Токсин скорпиона обнаруживает раковые клетки и перемещает в них "фонарики", заставляя злокачественные клетки "светиться".

По данным ученых, во время доклинических испытаний технология "окраски опухоли" уже позволила успешно идентифицировать раковые клетки у собак и мышей. В некоторых случаях краска помогла ученым идентифицировать чрезвычайно малые количества раковых клеток, которые было бы почти невозможно обнаружить с помощью имеющихся методов. Помимо головного мозга, технология показала свою эффективность при обнаружении рака груди, толстой кишки и кожи.

По мнению специалистов, обычно внедрить молекулы в мозг очень трудно из-за наличия гематоэнцефалического барьера: мембраны кровеносных сосудов в мозге имеют мощную защиту от токсинов. Большинство препаратов, разработанных фармацевтическими компаниями, не могут пройти сквозь этот барьер, однако именно яд скорпиона за миллионы лет "нашел" особый способ проникать в белки мозга.

Одним из основных преимуществ новой технологии является то, что она позволяет хирургам во время операции ориентироваться по окраске опухоли в режиме реального времени, вместо того, чтобы пользоваться изображениями МРТ.

Испытания "ядовитой" технологии на людях планируется начать в Австралии, и, если они будут успешными, в ближайшие 6-9 месяцев тестирование продолжится в США.