22.11.2013 | Наука

В стерильных комнатах NASA и ESA открыты неизвестные науке бактерии

Космические агентства не нуждаются в путешествиях к звёздам, чтобы найти новые формы жизни (достаточно заглянуть в какую-нибудь пещеру), пишут "Вести".

Но недавно сотрудникам NASA удалось обнаружить новый вид бактерий буквально у себя под носом: в специальных стерильных (!) помещениях, где происходит создание космических аппаратов.

Американское космическое агентство использует стерилизованные чистые комнаты для строительства кораблей, которые отправятся в миссии к другим планетам. Небывалая чистота поддерживается в них для того, чтобы избежать любого загрязнения, которое могло бы помешать поиску инопланетной жизни. В такие помещения все работники должны входить в специальных костюмах. В них поддерживается сухость воздуха и отрицательное давление воздуха. Очистка происходит с использованием сильных химических веществ, в том числе отбеливателей. Ультрафиолетовый свет и тепло также используются, чтобы убить любую форму жизни на объекте.

Тем не менее, по данным NASA, один из микробов оказался достаточно устойчивым, чтобы выжить в настолько негостеприимной среде.

Бактерия, имеющая форму ягоды и получившая название Tersicoccus phoenicis, оказалась настолько необычной, что её классифицировали не только как новый вид, но и как новый род. Учёные заявили, что они нашли эти микроорганизмы в двух не связанных между собою чистейших помещениях. Одно находится во Флориде, где был собран космический аппарат Феникс (Phoenix Mars Lander), другое – на космодроме Куру Европейского космического агентства (ESA) во Французской Гвиане.

"Этот необычный организм выживает почти без каких-либо питательных веществ, – комментирует микробиолог NASA Параг Вайшампаян (Parag Vaishampayan) из Лаборатории реактивного движения в Калифорнии. – Мы хотели бы лучше понимать возможности этого существа, которые помогли ему адаптироваться для выживания в стерильном помещении и, скорее всего, могут позволить ему выжить на космическом корабле. Неизвестно, какова общая численность этих бактерий. Возможно, они живут за пределами чистых помещений, в почве, например. Может, их удастся найти в других средах с низким содержанием питательных веществ − в пещерах или пустынях".

Размер новой бактерии составляет всего 0,001 мм в поперечнике. Название происходит от латинского слова Tersi (чистота) и греческого coccus (ягоды). Phoenicis – производная от названия космического корабля Phoenix Mars Lander, который строился, когда бактерия впервые попалась в пробе с пола. NASA регулярно исследует пробы для контроля наличия бактерий в чистых помещениях.

Учёными установлено, что генетическая последовательность T. phoenicis имеет менее 95% общего с ближайшими бактериальными родственниками. Этого факта в сочетании с уникальным молекулярным составом его клеточной стенки и другими свойствами было достаточно для классификации T. phoenicis в новый род.

"Мы не уверены, существует ли этот организм только в стерильных помещениях или же выживает в каком-либо другом месте, просто его больше нигде не удавалось зарегистрировать до сих пор, – говорит Кристин Моиссл-Айхингер (Christine Moissl-Eichinger) из Регенсбургского университета в Германии, которая участвовала в определении вида на Куру. – Некоторые эксперты сомневаются, что T. phoenicis сможет существовать вообще где-либо, кроме очень чистого помещения. Возможно, в условиях конкуренции с другими видами они не имеют возможностей для нормального развития".

Анализ необычной бактерии был опубликован в издании International Journal of Systematic and Evolutionary Microbiology.