14.11.2013 | Наука

Астрономам удалось впервые заглянуть внутрь «хвоста» черной дыры

Астрофизикам впервые удалось зафиксировать черную дыру в таком положении, которое позволяет изучить с помощью современных телескопов ее джет или так называемый «хвост».

Он состоит из частиц высокой энергии и электромагнитного излучения. Предварительные результаты наблюдений ученые представили в журнале Nature.

Группа немецких астрономов под руководством Мариа Триго из Европейской южной обсерватории в Гархинге смогла подробно рассмотреть в 2012 году радиоспектр джета, изучить все его основные свойства и выявить в нем наличие «разогнанных» ионов водорода в ходе наблюдений за двойной системой 4U 1630-47. Данный объект представляет собой черную дыру и крупную звезду, которая вращается вокруг нее. Материя звезды «падает» постепенно на диск аккреции.

Направление джета 4U 1630-47 прямо в сторону Земли позволило ученым изучить его параметры, используя оборудование орбитальной обсерватории XMM-Newton, а также наземного радиотелескопа ATCA, расположенного на территории Австралии. Исследователи сумели выполнить подробный анализ спектра джета, дать ему характеристику и обнаружить внутри него следы «разогнанных» ионов водорода, существование которых ставят под сомнение многие астрономы.

Помимо всего прочего, изучая джет и диск аккреции, ученые обратили свое внимание на поведение черной дыры, а также структуру этих объектов, которые заметно изменились в перерывах между сессиями наблюдений. Связывают это астрономы с тем, что потеря материи звезды-спутника происходит не с постоянной скоростью, а переодическими «рывками», что служит прекрасным объяснением различиям, присутствующих в данных XMM-Newton и ATCA.

GlobalScienceRu