18.10.2013 | Наука

Впервые обнаружена система из нескольких планет с диагональными орбитами

Несмотря на то, что космическая обсерватория "Кеплер" прекратила свою работу, астрофизики продолжают работать с данными, которые она передала на Землю, пишут "Вести".

И многие из открытий, сделанных в результате таких исследований, оказываются очень интересными.

Команда учёных из университета Айовы (Iowa University) и Исследовательского центра Эймса (Ames Centre NASA) изучали данные, собранные "Кеплером". Напомним, что методов поиска далёких тусклых небесных тел существует несколько, однако самый популярный — это так называемый транзитный метод.

Суть его заключается в следующем: когда планета проходит по диску родительской звезды, то яркость последней несколько уменьшается. На глаз его, конечно, не заметить, но телескопы справляются с задачей. Таким образом можно не только найти экзопланету, но и выяснить её размеры, приблизительную массу и сидерический период. "Кеплер", главный охотник за инопланетными мирами, обнаружил более 2700 небесных тел-кандидатов в экзопланеты.

Помимо постоянного мониторинга за падениями в светимости звёзд по вине их планет, космический телескоп изучал и сами светила, скорость их вращения, наклон оси и яркость.

Авторы последнего исследования работали с обоими классами данных и обнаружили одну очень странную систему, орбиты планет которой наклонены по отношению к своей родительской звезде Кеплер-56. Можно сказать и по-другому: сама звезда почти лежит на боку, а планеты обращаются вокруг неё по горизонтальным орбитам.

"Для нас это было большим сюрпризом. Системы так просто не формируются, и мы пока не знаем, из-за чего так наклонены орбиты", — говорит ведущий автор исследования Дэниел Хьюбер (Daniel Huber).

Отклонение оси самой звезды Кеплер-56 от плоскости орбит её планет составляет около 45 градусов. Планет в системе, как минимум, две, и они обращаются вокруг светила за 10 и 20 земных дней. В попытках объяснить эту странность Хьюбер и его коллеги пришли к выводу, что рядом с Кеплером-56 должно быть ещё одно крупное небесное тело, которое "столкнуло" орбиты планет с традиционного пути.

Третье тело, обращающееся вокруг далёкой звезды, является сверхмассивным внешним спутником. Его орбита также наклонена, но уже относительно плоскости орбит внутренних планет системы, а не звезды. Учёные полагают, что крутящий момент этого объекта наклоняет плоскости орбит планет относительно звезды.

С целью узнать побольше об этом загадочном небесном теле, астрономы продолжают наблюдать за системой с наземных обсерваторий. Необходимо понять, является ли третий "спутник" Кеплера-56 планетой, коричневым карликом или же настоящей звездой.

"Это вопрос любопытства. Для понимания механизма формирования этой планетной системы необязательно знать, какое тело изменило наклон орбит. Но кто знает, какие ещё тайны мы узнаем в процессе наблюдения", — говорит Хьюбер.

Существование подобных систем с диагональными орбитами планет было предсказано теоретически в рамках общего объяснения механизма формирования так называемых "горячих юпитеров" — газовых гигантов, обращающихся вокруг своей звезды на расстоянии меньшем, чем орбита Меркурия.

Для подтверждения общей гипотезы и окончательной её теоретической формулировки мало обнаружения одной такой странной планетной системы. Астрофизики уже начали охоту на другие системы с похожими характеристиками.

Статья Хьюбера и его коллег вышла в журнале Science.