07.10.2013 | Наука

В центре нашей галактики обнаружена новая гигантская экзопланета

Астрономы обнаружили гигантскую планету, вращающуюся вокруг своей звезды, согласно общей теории относительности Эйнштейна. Об этом открытии сообщают "Вести".

С помощью метода гравитационного микролинзирования учёным удалось проверить на практике новую методику обнаружения чужих миров, находящихся более чем в 25 тысячах световых лет от нашей планеты, где-то глубоко внутри центра Млечного Пути.

Эффект микролинзирования имеет место, когда с точки зрения Земли звезда проходит по лику другой, более далёкой, звезды. В соответствии с Общей теорией относительности свет удалённой звезды искривляется гравитационным полем ближнего к нам светила. То есть последнее действует подобно линзе в увеличительном стекле, усиливая свет далёких звёзд. В результате земные обсерватории могут определить яркость светил, расположенных на большом расстоянии от Земли.

Изучая изменение эффекта микролинзирования во времени, учёные могут получить информация о любой такой "линзе" (звезде на переднем плане) и планетах, вращающихся вокруг неё. Ведь планетная система также оказывает влияние на прохождение света.

Объект, получивший название MOA-2011-BLG-322, был обнаружен с помощью данного эффекта в ходе совместных наблюдений сотрудничающих лабораторий в 2011 году. Об этом событии сообщили астрофизики и астрономы Новой Зеландии, Японии, Польши и Израиля.

В рамках трёх проектов (MOA, OGLE, Wise Observatory) они обнаружили 218 подобных эффектов микролинзирования. При этом только 80 были подтверждены всеми тремя объединениями. Из этих 80 лишь три в свою очередь продемонстрировали признаки явной планетной аномалии.

Планетную аномалию создаёт вторичная масса (то есть планета, обращающаяся вокруг светила-линзы). Оно производит собственную пространственно-временную деформацию, влияющую на прохождение света дальней звезды. Таким образом, микролинзирование становится полезным инструментом для поиска экзопланет, обращающихся вокруг звёзд.

Подобная техника сильно отличается от двух главных на сегодняшний день методов обнаружения экзопланет. Первая – это транзитный метод (астрономы ловят затемнение звёздного света, вызванное прохождением экзопланеты по лику светила). Вторая – метод Доплера или измерения радиальной скорости звезды (фиксируется колебание звезды под гравитационным воздействием экзопланеты).

Экзопланета MOA-2011-BLG-322 имеет массу примерно в восемь раз больше, чем у Юпитера, а её звезда (красный карлик) – примерно в три раза меньше, чем у нашего Солнца. Орбита экзопланеты имеет радиус почти 4 астрономические единицы (то есть четыре расстояния от Земли до Солнца). Эти данные подивили учёных.

Казалось бы, массивная планета MOA-2011-BLG-322 должна существовать на орбите за пределами снеговой линии своей звезды. Так называется область вокруг любой звезды, где материал из протопланетного диска молодой звезды начинает замерзать. В этом регионе планете сформироваться довольно просто.

Тем не менее, этот мир кажется излишне массивным для его сравнительно близкой орбиты. Теоретически, массивные планеты вокруг красных карликов должны встречаться крайне редко, так как они формируются в разы дольше, чем "живёт" типичный протопланетный диск.

Как правило, массивные планеты формируются вокруг красных карликов на расстоянии, превышающем 7 астрономических единиц.

Таким образом, нынешняя находка противоречит существующим теориям формирования планет. К счастью, метод микролинзирования весьма чувствителен к обнаружению миров, лежащих за пределами "снеговой линии" своих звёзд, так что дальнейшие исследования помогут понять, как именно формируются такие массивные планеты и не мигрируют ли они с более широких орбит.

Исследование будет опубликовано в издании Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, пока же доступен препринт статьи на сайте arXiv.org.