18.09.2013 | Наука

Биологи прочитали геномы крупнейших кошек

Крупная международная группа ученых прочитала несколько полных геномов крупнейших кошек мира: тигра, льва и снежного барса. Описание геномов опубликовано в журнале Nature Communications.

Кратко о работе пишут National Geographic и BBC News. Геномы, полученные в ходе исследования, принадлежали не только разным видами крупнейших кошек, но и их разным подвидам: амурскому и бенгальскому тиграм, африканскому льву и его белой разновидности.Образцы ДНК были взяты либо у животных, содержащихся в зоопарках, либо (в случае со снежным барсом) выделены из содержащихся в специальном хранилище тканей.

Сравнение ДНК крупнейших кошек с ранее прочитанным геномом их домашней родственницы, геномами других млекопитающих и между собой позволило ученым найти те гены, которые находятся под положительным отбором, то есть имеют важное значение для эволюции данной группы.

У снежных барсов была обнаружена мутация в гене EGLN1, которая по-видимому, связана с адаптацией к высокогорью. У белых львов ученые нашли мутацию, которая отвечает за характерную окраску (они не относятся к альбиносам). В целом в эволюции крупнейших кошек наиболее сильным изменениям подверглись гены, которые отвечают за формирование мышечной массы, которые позволяют им питаться исключительно мясной диетой и те, что отвечают за работу органов чувств (рецепторы GPCR).

По словам ученых, секверирование геномов крупнейших кошек имеет важное значение для правильного применения усилий по их сохранению. Оно позволяет правильно оценить существующее биоразнообразие этой группы, многие виды которой находятся на грани вымирания. По существующим оценкам, в мире сейчас остается от 3 до 4 тысяч тигров, и насколько это число далеко от минимально устойчивого, ученые пока не знают