02.08.2013 | Наука

Уточнен возраст общего предка всех мужчин Земли

Учёные установили, что Y-хромосомный Адам существовал на Земле 120-156 тысяч лет назад, что пересекается с диапазоном существования митохондриальной Евы.

По словам доктора Карлоса Бустаманте (Carlos Bustamante) из Стэнфорда, благодаря работе его команды устранены расхождения во времени существования генетических предков людей, согласно которым более молодой Адам мог никогда не встретить свою Еву, что неприятно, даже по меркам каменного века.

"В течение длительного времени это была головоломка в генетике человека, ― рассказывает профессор Бустаманте. ― Предыдущие исследования показали, что последний общий предок мужчин жил 50-115 тысяч лет назад, что значительно позже женского предка. Теперь же мы устранили расхождения, и наш Y-хромосомный Адам даже немного старше".

Когда учёные используют термины "последний общий предок", или "Y-хромосомный Адам" речь идёт не конкретном человеке, а скорее, о генетически однородной общности людей. Y-хромосомы и митохондрии именно таких абстрактных популяций унаследовало современное человечество.

Чтобы проследить генетических предков мужчин и женщин, учёные выбирают последовательности ДНК Y-хромосом и митохондрий из-за устойчивости их генетического материала во времени, а ещё из-за особенности их наследования: от отца к сыну и от матери к дочери соответственно.

Джеффри Кидд (Jeffrey Kidd) из университета Мичигана объясняет, что из-за технических ограничений прежних подходов, только недавно стало возможным в полном объёме исследовать Y-хромосому.

"Y-хромосома передается по наследству только от отца к сыну, без замены или рекомбинации генетического материала с другими хромосомами, ― говорит профессор Кидд. ― Впервые мы провели полное секвенирование такого большого числа мужских хромосом".

Новая технология расшифровки позволила исследователям определить около 11000 различий между последовательностями ДНК. Эти варианты позволили построить филогенетические связи между последовательностями с беспрецедентной точностью.

Материал для исследования был получен благодаря нескольким международным проектам по сбору генетический информации, вроде проекта "Разнообразие человеческого генома" (Human Genome Diversity Project). Специалисты исследовали 69 хромосом, полученных от мужчин из разных частей планеты: Центральной Африки и Сибири, а также Камбоджи, Пакистана, Алжира и Мексики.

Помимо вычисления возраста Y-хромосомного Адама открытие имеет множество других последствий. Например, было подтверждено, что мутации, общие для коренных американцев, существовали ещё до заселения американского континента, а основные генетические различия среди них сформировались уже в последние 15 тысяч лет.

Ещё одно важное направление, которое подтолкнёт данная работа, ― исследование наиболее ранних миграций человечества. Учёные уверены, что, путешествуя по планете из Африки в Азию, а затем в Европу, Америку и Австралию, люди менялись, что нашло отражение в наших генах.

Уже сейчас специалисты с точностью плюс-минус век могут утверждать, что 48 тысяч лет назад в процессе перемещения человека из Африки в Европу произошло слияние трёх древних родов. В будущем учёные из США рассчитывают, что их работа поможет разобраться в истоках того генетического разнообразия, которое сегодня наблюдается на африканском континенте.

"По существу мы построили генеалогическое древо для Y-хромосомы, — говорит доктор Дэвид Позник (David Poznik) из Стэнфорда. — Ранее аналогичное дерево включало лишь несколько сотен вариаций и, хоть и показывало основные направления развития, всё же оставалось фрагментарным. Теперь же у нас есть гораздо более полноценная структура".

Подробнее с исследованием можно ознакомиться в публикации в журнале Science.