01.08.2013 | Наука

У маленьких солнц обнаружена атмосфера, богатая свинцом

Раньше у учёных была гипотеза, что самые богатые свинцом звёзды, известные науке, могут представлять собой краткий этап в эволюции светил. Однако подтверждений тому не существовало.

Ранее исследователи выявили девять маленьких солнц, содержащих большое количество гелия. Среди этих горячих субкарликов были HE 2359-2844 в созвездии Скульптора и HE 1256-2738 в созвездии Гидры. Как выяснилось недавно, они являются вдвойне необычными звёздами, так как в их атмосфере концентрация свинца превышает таковую у Солнца в 10 тысяч раз. Новые сведения были опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

По оценкам экспертов, температура поверхности этих двух голубоватых звёзд составляет около 38000 °С (а это гораздо выше, чем температура поверхности Солнца – "всего" 5500 °С). Там так жарко, что атомы свинца, находящиеся в их атмосферах, лишены трёх электронов.

Эти звёзды, вероятно, проходят стадию звёздной эволюции, которая длится не более нескольких десятков тысяч лет. Они переходят из фазы красных гигантов (в 30-40 раз больше нашего Солнца) в фазу голубых карликов (менее 0,5 массы Солнца, но в 70 раз ярче).

Свинцовая "оболочка" звёзд, скорее всего, была частью первоначального облака газа и пыли, из которого звёзды и образовались. То есть свинец не был создан в недрах самих светил. Учёные полагают, что свинцовая "вуаль" может быть рассредоточена вокруг звезды слоем шириной в 100 километров.