27.06.2013 | Медицина

Кишечные микробы спровоцировали рак печени у ожиревших мышей

Ожирение — заболевание очень опасное. В данном случае речь идёт не просто об избыточном весе, но об очень существенном отличии реальной массы тела от допустимой нормы.

В число последствий этого заболевания входит диабет, инфаркты и инсульты, желчекаменная болезнь и даже рак.

"Нам было известно, что ожирение вызывает различные виды рака, но я никогда не предполагал, что в этом могут быть замешаны микробы", — признаётся соавтор исследования Эидзи Хара (Eiji Hara) из Японского фонда исследования рака.

Изначально Хара и его коллеги изучали влияние отмирающих клеток на различные виды рака, связанные с ожирением. Когда клетка оказывается слишком сильно повреждённой и уже не может восстановиться, она становится увядающей и перестаёт делиться. Но ещё до того, как клетка отмирает совсем, она начинает производить химические вещества, которые вызывают воспалительные процессы и провоцируют развитие раковых опухолей.

Чтобы выяснить, действительно ли увядающие клетки причастны к появлению онкологических заболеваний, учёные решили провести эксперимент на генетически модифицированных лабораторных мышах. Повреждённые клетки в организме грызунов светились, перед тем как превратиться увядающие. Суть эксперимента была такова: мышей подвергали воздействию канцерогенных химических веществ (аналог загрязнённого городского воздуха, которым дышат люди), а затем разделили на две пищевые группы. Животные из первой группы ели обычную для себя пищу, а вот вторых кормили едой с повышенным содержанием жира.

Через 30 недель (7,5 месяцев) исследователи проверили состояние здоровья грызунов. Среди представителей первой группы рак обнаружился лишь у 5%, тогда как мыши, которые питались жирной пищей, абсолютно все заболели раком печени.

В процессе образования опухолей действительно были задействованы увядающие клетки, но на этом этапе учёные так до конца и не разобрались в том, почему же именно печень оказалась "горячей точкой" для рака. В качестве финального этапа эксперимента Хара взял у мышей обеих групп образцы крови и сравнил сыворотки. В крови ожиревших мышей содержалось намного больше так называемой дезоксихолевой кислоты (DCA), относящейся к группе жёлчных кислот. DCA разрушает молекулы ДНК и провоцирует превращение здоровых клеток в увядающие.

Известно, что дезоксихолевая кислота является продуктом жизнедеятельности кишечных бактерий. Некоторые их виды конвертируют другие жёлчные кислоты, участвующие в переваривании жиров, в дезоксихолевую кислоту, которая всасывается в кровь и накапливается в печени.

Результаты анализов показали, что в организме ожиревших мышей было больше клостридий – бактерий, производящих дезоксихолевую кислоту, чем в кишечнике грызунов с нормальным весом. Когда мышам с ожирением ввели антибиотик, убивающий кишечных бактерий, то и склонность к развитию опухолей они проявляли меньше.

О результатах исследования можно почитать в журнале Nature, где недавно вышла статья японских биологов.