Айвазовский
Айвазовский

27.06.2013 | Общество

В Одессе почтили память основателя сионизма Теодора Герцля

«Без Одессы Государство Израиль не состоялось бы», — такое мнение высказал в беседе с корреспондентом агентства «Вiкна-Одеса» чрезвычайный и полномочный посол этой страны в Украине Реувен Дин Эль.

Дипломат напомнил, что на призыв основателя политического сионизма Теодора Герцля о создании еврейского государства первыми откликнулись одесситы. «Не было бы успеха сионистской идеи, если бы не было Одессы», — заявил он, добавив, что это были выдающиеся люди — писатели, поэты, ученые, политики.

Р. Дин Эль сопровождал в поездке в Одессу делегацию правления Всемирной сионистской организации во главе с председателем Авраамом Дувдевани. Цель визита — провести здесь церемонию памяти основателя сионизма Теодора Герцля. Она прошла сегодня утром, в то же время, что и в Иерусалиме.

А. Дувдевани в своем выступлении подчеркнул, что после сегодняшней экскурсии по Одессе понял, насколько это город важен для Израиля. «После того, как ты ездишь по улицам Одессы, впитываешь их дух, понимаешь, что это сопереживали и основоположники сионизма, соратники Теодора Герцеля. Мы понимаем, как они собрались в 1897 году на Первом сионистском конгрессе и приняли исторические решения, пропитанные духом этого города. В 1880-х годах на юге Российской империи были страшные еврейские погромы, многие евреи погибли. И в этом мире, этой действительности выйти с идеей и сказать, что мы можем иметь свое государство — это беспрецедентное решение. Когда понимаешь все это — это чувство невозможно описать», — сказал глава сионистской организации и добавил, что только в Тель-Авиве более 100 улиц названы именами великих людей, связанных с Одессой.

«Огромное спасибо и за времена, и за то значение, которое Одесса имела и будет иметь для Израиля», — добавил он.

Теодор Биньямин-Зеев Герцль родился 2 мая 1860 года в Будапеште в еврейской семье, имевшей как ашкеназийские, так и сефардские корни. Когда Герцлю исполнилось 18 лет, семья переехала в Вену, где он получил образование, а затем степень доктора права в Венском университете. Вскоре Теодор Герцль оставил юридическую практику и посвятил себя литературному труду. К 30 годам написал 17 пьес (6 из которых были поставлены на сцене) и множество статей, путевых заметок и сказок.

В 1891 - 1895 годы Герцль был парижским корреспондентом влиятельной венской газеты «Neue Freie Presse». В эти годы Франция переживала период экономических скандалов, политического кризиса, социального противостояния и нарастающей волны антисемитизма, достигшего кульминации в деле Альфреда Дрейфуса, офицера, француза еврейского происхождения, обвиненного в шпионаже в пользу Германии. Дрейфус был признан виновным. Он был лишен всех воинских званий, приговорен к пожизненному заключению и выслан на остров Дьявола (на территории французской Гвинеи). Дрейфус крикнул судьям: «Вы осудили невинного человека, я не сделал ничего дурного! Да здравствует Франция!». Ответом толпы было: «Еврей-предатель! Смерть предателю! Смерть евреям!»…

Лишь через 12 лет после вмешательства представителей передовых кругов Франции (среди них был и всемирно известный писатель Эмиль Золя), добивавшихся пересмотра дела, Дрейфус был оправдан, и честь его восстановлена.

Этот сфабрикованный судебный процесс, превратившийся в антисемитское судилище, стал причиной крутого поворота в жизни и взглядах преуспевающего журналиста и литератора Теодора Герцля. Сам он сформулировал это коротко и четко: «Процесс Дрейфуса превратил меня в сиониста».

Проходит чуть более года, и в 1896-м в Вене выходит в свет его книга «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса». Основная мысль ее, сформулированная Герцлем, состояла в следующем: еврейский вопрос следует решать не эмиграцией из одной страны диаспоры в другую, не растворением в других народах, а политическим путем — созданием независимого еврейского государства…

Созванный по инициативе Герцля Первый сионистский конгресс, прошедший в августе 1897 года в Базеле, основал организацию, которая должна была представлять евреев как политическую силу, а именно Всемирную сионистскую организацию. Движение имело целью развитие национального самосознания евреев через обучение их основам еврейской религии, ивриту, знакомство с еврейской литературой и искусством, а также укрепление решимости построить еврейское государство в Палестине. Тогда же, в 1897-м, Герцль записал в своем дневнике: «В Базеле я заложил фундамент еврейского государства; если бы я заявил об этом сегодня во всеуслышание, ответом был бы мне общий громкий смех, но через пятьдесят лет это признают все». Это действительно признали, и действительно, через полвека — в 1948 году независимое еврейское государство стало фактом.

Возглавляемая Герцлем организация начала собирать средства, необходимые для образования нового государства. А сам он приступил к переговорам на высшем уровне в качестве государственного деятеля без государства и правительства. Не имея официального статуса, Герцль, тем не менее, напрямую обращался к правителям, государственным чиновникам и финансистам, вершившим судьбы Европы и Ближнего Востока, — к султану Османской империи, в чьем владении находилась тогда Палестина, к кайзеру Германии, к королевскому дому Великобритании. Более-менее определенный ответ был получен именно от «владычицы морей» — милостивое разрешение поселиться в... Уганде.

Предложение создать еврейское государство в Африке стало серьезным испытанием для сионизма и было отвергнуто большинством последователей Герцля. Сам он умер совсем скоро после этого — 3 июля 1904 года, 44-х лет от роду. Как говорили друзья, причиной стало сердце, разбитое несбывшимися надеждами. Впрочем, главные его мечты сбылись: согласно завещанию, прах Теодора Герцля был перезахоронен в Иерусалиме — в 1949-м, спустя чуть более года после появления на карте мира независимого Государства Израиль.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат