19.06.2013 | Наука

Ученые впервые рассмотрели образование в организме сероводорода

Сотрудники Южного методисткого университета в Далласе разработали флюоресцентную метку, которая впервые позволила визуализировать процесс эндогенного образования в организме сероводорода.

Работа ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, краткое ее содержание можно прочитать на сайте университета.

Сероводород или сульфид водорода H2S известен как токсический газ с характерным запахом тухлых яиц. Как показали исследования последних лет, этот же газ в низких концентрациях специально вырабатывается особыми ферментами в живых клетках. Так, известно, что он участвует в регулировке кровяного давления и управляет ростом новых сосудов - ангиогенезом.

До сих пор для изучения сероводорода in vivo ученым приходилось разрушать образцы тканей, что не позволяло увидеть сам процесс его образования. Авторы статьи решили эту проблему, создав краситель, который начинает флюоресцировать после реакции с сероводородом.

Соединение имеет специальную азидную группу, которая под действием сероводорода восстанавливается, превращая вещество в яркий флюоресцентный краситель. Его функциональность ученые подтвердили в опыте с культурой клеток эпителия. Когда в содержащую краситель плашку добавляли фактор роста сосудов (VEGF), клетки начинали двигаться и одновременно зеленели, — это показывало рост концентрации H2S.

То, что газы могут выступать в качестве сигнальных молекул, стало известно относительно давно, однако изучение газообразных гормонов продолжает оставаться активной областью исследований. Первым подобным веществом оказался этилен CH2=CH2, который контролирует созревание плодов у растений. В конце 1980-х годов была открыта сигнальная функция у оксида азота NO, который оказался вовлечен в очень большое число молекулярных процессов у животных, в том числе у человека. Позднее стало известно о биологической роли угарного газа и сероводорода.