13.06.2013 | Медицина

Раскрыт секрет отращивания отрезанных кончиков пальцев

Медики разобрались в процессе регенерации отрезанных пальцев у млекопитающих. Подробности приводит журнал Nature как в виде полноценной научной статьи, так и в виде краткого пересказа.

Новая работа прояснила то, почему даже человек может отрастить себе заново небольшую часть пальца при условии сохранения хотя бы кусочка ногтевой пластины: секрет заключался в наличии под ногтями стволовых клеток.

Исследователи из США и Японии задались целью выяснить природу феномена, описанного медиками около 40 лет назад. Тогда врачи обнаружили, что ампутация самых кончиков пальцев не приводит к необратимым последствиям и если у пострадавшего остался хотя бы фрагмент ногтя, палец со временем восстанавливается. Эта способность к регенерации вызвала повышенный интерес у ученых потому, что выявление молекулярных механизмов такого восстановления могло бы помочь в выращивании и тех органов, которые обычно утрачиваются безвозвратно.

Биологи провели серию экспериментов на мышах, которые позволили сделать два важных вывода. Во-первых, была обнаружена популяция стволовых клеток под ногтевой пластиной: отвечающая за формирование новых тканей на месте утраченных и локализованная в эпителии, а не более глубоких слоях. Во-вторых, ученым удалось доказать важность своевременной активации определенного гена: кодирующего белок с кодовым обозначением Wnt.

Этот белок не является новым, открытым только в ходе описываемого исследования. Он достаточно давно изучается как важный элемент системы регуляции активности стволовых клеток и эмбрионального развития. Мыши, у которых в стволовых клетках этот белок не работал, так и не смогли отрастить себе новые кончики пальцев вместо утраченных.