28.05.2013 | Медицина

Медики нашли способ уменьшить генетическую предрасположенность к ожирению

Канадские учёные провели первое в своём роде исследование: сравнили детей, рождённых у матерей с излишним весом, и их младших братьев и сестёр, зачатых после того, как мама сделала желудочное шунтирование.

При этой операции желудок человека, страдающего излишним весом или ожирением, прошивается и разделяется на два отдела, главный из которых не превышает по объёму 50 миллилитров. Из-за этого после операции человек наедается меньшим количеством пищи.

Оказалось, что дети сильно похудевших таким образом родителей и сами были намного стройнее своих старших братьев и сестёр. Более того, медики обнаружили, что большое количество генов, связанных с ожирением и сопутствующими заболеваниями, работали по-другому у детей, которые родились после проведения операции, чем у тех, которые появились на свет, когда их мать ещё имела лишний вес.

"Если что-то воздействует на гены, то это влияние будет таким же на протяжении всей человеческой жизни", — говорит соавтор исследования Мари-Клод Воль (Marie-Claude Vohl) из университета Лаваля в Квебеке.

Безусловно, хирургическая операция не поменяет генетику родителя. Невозможно при помощи операционного вмешательства изменить ДНК настолько, чтобы мать передавала какие-то другие гены своему отпрыску. Скорее, дело в работе генов в организме ребёнка, рождённого после шунтирования желудка.

Что же происходит? Вероятно, дело в факторах, влияющих на развитие генетики плода, находящегося в утробе матери. Например, изменения химического состава и температуры материнского организма могут провоцировать ускоренное или замедленного развитие генов, "включая" одни и "выключая" другие.

Сюзан Мёрфи (Susan Murphy) из университета Дьюка, которая не принимала участия в исследовании, но также занимается изучением внутриутробной среды, считает, что работа её канадских коллег проливает свет на многие вопросы. По её словам, на любой организм и работу его генов окружающая среда имеет непосредственное влияние, и плод в утробе — не исключение. Однако она предупреждает, что семейная привычка придерживаться здорового образа жизни не менее важна для дальнейшего нормального развития ребёнка.

И всё же решиться на хирургическую операцию до рождения ребёнка — довольно отчаянный шаг. Медики уже думают, как избавить женщин от ожирения до или во время беременности с максимальной пользой для здоровья матери и её ребёнка. Возможно, поможет пересадка бактерий, которую учёные предложили в качестве альтернативы шунтированию?

Согласно данным Американского конгресса акушеров и гинекологов (ACOG), около половины беременных женщин имеют лишний вес или даже страдают ожирением.

"Неудивительно, что вес матери влияет на развитие ребёнка. Из-за ожирения уровень сахара в крови значительно повышается, в том числе и в утробе. Плод "маринуется" в сахаре, что может вызвать ненормальный рост", — рассказывает один из авторов исследования Джон Крал (John Kral) из Медицинского центра SUNY в Нью-Йорке (SUNY Downstate Medical Center).

Учёным уже было известно, что некоторые молекулы регулируют активность генов, прикрепляясь на них как химические ярлыки. Ведущий автор исследования Фредерик Генар (Frederic Guenard) в первую очередь искал в крови детей, участвующих в исследовании, те самые ярлыки.

Образцы крови медики взяли у 20 детей, рождённых до и после того, как их матери перенесли операцию по уменьшению желудка и сбросили около 45 килограммов каждая. Генар сравнил химические ярлыки более чем на 5600 генах у старших и младших братьев и сестёр. В результате выяснилось, что гены, отвечающие за регулирование уровня сахара в крови и риск сердечных заболеваний, имели разную степень активности у детей, рождённых до и после операции.

Исследователи говорят, что только время покажет, будут ли дети похудевших матерей и в дальнейшем отличаться лучшим здоровьем. Но как бы то ни было, уже сейчас медики советуют женщинам, имеющим лишний вес, проконсультироваться с врачом, прежде чем планировать беременность. У них повышен риск преждевременных родов и нездорового развития плода.

Результаты своей работы канадские медики опубликовали в журнале PNAS.