17.05.2013 | Наука

Гравитационные волны предложили искать с помощью оптических ловушек

Американские физики разработали прототип сенсора, предназначенного для поиска гравитационных волн - релятивистских искажения пространства-времени. Описание устройства опубликовано в журнале Physical Review Letters.

Кратко о принципе его работе сообщает сайт Университета Невады.

Детекция искажений пространства-времени в сенсоре происходит за счет крайне точного измерения положения референтного тела. В его роли выступают охлажденные микроскопические шарики и диски, пойманные в лазерную оптическую ловушку. Ловушка изолирует тела от всех посторонних колебаний, что делает возможным поиск тонких релятивистких эффектов.

Прототип сенсора потенциально способен зафиксировать гравитационные волны, частота которых составляет от 50 до 300 килогерц. По словам авторов, в указанном диапазоне чувствительность сенсора превосходит все существующие аналоги.

Ученые надеются использовать данные, которые должен получить прибор, для того, чтобы наблюдать за астрономическими процессами, ранее недоступными для наблюдений. Фактически, утверждают авторы, такие наблюдения станут «аналогом открытия телескопа» в сфере гравитации.

Существование гравитационных волн предсказано на основе общей теории относительности. Косвенным путем их сущестование было установлено в работе над бинарной нейтронной звездой-пульсаром, за что Рассел Халс и Джозеф Тейлор в 1993 году получили Нобелевскую премию по физике. Тем не менее, до сих пор в прямом эксперименте гравитационные волны детектировать не удавалось.