30.04.2013 | Медицина

Найдены генетические истоки антиракового эффекта ранних родов

Швейцарские ученые сообщили о том, что им удалось пролить свет на генетический механизм, лежащий в основе ранее выявленного феномена - существенного снижения риска рака молочной железы у рано родивших женщин.

Результаты работы опубликованы в журнале Breast Cancer Research. Предыдущие исследования показали, что рождение ребенка в возрасте до 20 лет практически вдвое снижает риск развития рака груди в будущем, однако почему ранняя беременность и роды оказывают такой защитный эффект, до сих пор не ясны.

Используя хромосомный микроматричный анализ, генетики из Базельского университета обнаружили, что в тканях молочных желез только что родивших юных самок мышей, по сравнению с тканями нерожавших самок того же возраста, повышается экспрессия генов, вовлеченных в процессы активизации иммунной системы и дифференциации эпителиальных клеток, и, наоборот, снижается активность генов, задействованных в процессах размножения клеток.

Речь в первую очередь идет о механизме взаимодействия двух ключевых генов, контролирующих рост и развитие клеток организма, и кодируемых ими белках, так называемом межклеточном сигнальном пути Wnt/Notch. Было установлено, в частности, что беременность и роды меняют соотношение в этой паре в базальных стволовых клетках молочной железы, понижая экспрессию связанного с клеточной пролиферацией и потенциально канцерогенного Wnt и, наоборот, стимулируя активность связанного с дифференциацией клеток Notch.

Выявленные отклонения, как полагают авторы, могут лежать в основе защитного антиракового механизма ранних родов, однако для подтверждения этой гипотезы, особенно в отношении женского организма, требуются дальнейшие исследования. Тем не менее, уже достигнутые результаты, считают авторы работы, открывают двери для возможной разработки препаратов, подавляющих экспрессию гена Wnt и имитирующих таким образом природный предохраняющий механизм.