10.04.2013 | Медицина

Расшифровка геномов близнецов позволила найти «начало начал» лейкемии

Ученые, расшифровав геномы двух пар идентичных близнецов, впервые выявили ключевую раннюю генетическую мутацию, происходящую еще на стадии внутриутробного развития.

Речь о мутации, которая ведет к развитию в дальнейшем острого лимфобластного лейкоза (ОЛЛ) - наиболее распространенной и агрессивной разновидности лейкемии у детей. Работа специалистов из лондонского The Institute of Cancer Research (ICR)опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

Как правило, ОЛЛ развивается у монозиготных, монохориальных близнецов параллельно, что заставляет предположить, что генетические и эпигенетические истоки заболевания лежат в пренатальном периоде. Как полагают авторы, первоначальная прелейкемическая генетическая аномалия, произошедшая в единственной клетке одного из пары, передается затем через общую плаценту второму.

Для того, чтобы выявить это изначальное хромосомное нарушение, авторы провели полногеномное секвенирование двух пар больных В-клеточным ОЛЛ идентичных близнецов. В результате была найдена единственная общая для обоих членов пар мутация в гене ETV6-RUNX1. Как было известно и ранее, нарушение, возникающее при обмене генетической информацией между хромосомами, приводит к образованию слитого гена ETV6-RUNX1 и характерно примерно для 25 процентов случаев детского В-ОЛЛ.

Как считают авторы, именно эта первичная мутация и запустила впоследствии механизм неконтролируемого деления лимфоидных клеток, так как 22 другие выявленные генетические аномалии принадлежали каждому из близнецов по отдельности и потому могут рассматриваться как вторичные, появившиеся уже после рождения.

У второй пары близнецов также была найдена общая, унаследованная ими от родителей, мутация в гене NF1, ответственная за развитие нейрофиброматоза, который, в свою очередь, является существенным фактором риска ОЛЛ.

«Это уникальный случай в онкологии, когда удалось выявить мутацию, запускающую весь дальнейший процесс, - отметил один из авторов исследования, профессор клеточной биологии ICR Мэл Гривс (Mel Greaves). - Близнецы позволили нам найти скрытое «начало начал» лейкемии. Благодаря полученным результатам мы сможем изменить подходы к терапии ОЛЛ, правильно выбрав в качестве мишени найденную первичную мутацию, так как она, в отличие от всех последующих, присутствует в каждой раковой клетке».