05.04.2013 | Наука

Биологи нашли микроорганизмы, способные дышать ядовитыми "марсианскими" соединениями

Биологи выяснили, что один из видов архей — одноклеточных микроорганизмов — умеет "дышать" перхлоратами. Это соединения кислорода и хлора, обнаруженные на Марсе.

Они считаются ядовитыми для большинства живых существ. Перхлораты широко используются в качестве окислителя в пиротехнике и ракетостроении, источника кислорода на космических кораблях, а также как лекарство для лечения гипертиреоза и анемии.

С другой стороны, перхлораты практически не встречаются в живой природе, и на сегодняшний день известны лишь 40 штаммов микробов, способных использовать перхлораты для дыхания. Все эти организмы относятся к небольшой группе бактерий из семейств Proteobacteria и Firmicutes.

Согласно статье, опубликованной в журнале Science, Альфонс Стамс из университета Вагенингена (Нидерланды) и его коллеги добавили архей, представителей другого царства живых организмов, к числу любителей перхлоратов. Они выяснили, что архея Archaeoglobus fulgidus, найденная в море у итальянского острова Вулькано, умеет отщеплять кислород от перхлоратов при высоких температурах.

По словам Стамса и его коллег, Archaeoglobus fulgidus не считалась кандидатом на роль "марсианского микроба" — в ее ДНК отсутствуют гены, отвечающие за производство ферментов-дисмутаз, защищающих клетку от перхлоратов. Тем не менее, эта архея все же умеет захватывать ионы ClO4- и отщеплять от них кислород.

Как полагают ученые, этот организм защищается от повреждений, используя восстановленную внутри него серу в качестве "щита", который мешает перхлорату уничтожать белки и ДНК археи.

Данное открытие значительно расширяет круг живых существ, теоретически способных существовать в почве Марса. Кроме того, подобные организмы могли существовать на Земле в первые эпохи ее жизни.

Их существование могло бы объяснить то, почему атмосфера юной Земли содержала большое количество кислорода, несмотря на отсутствие растений, заключают биологи.

ИА "Росбалт"