01.04.2013 | Наука

На орбите Урана обнаружен "троянец"

Ранее учёные не предполагали наличие троянцев у Урана, поскольку гравитационное поле близлежащего Юпитера должно было притянуть к себе все небольшие небесные тела.

Однако, астрономы обнаружили такой астероид, и это открывает новые двери в изучении космоса.

Троянские астероиды находятся в окрестностях L4 и L5 точек Лагранжа. В отличие от спутников они движутся по той же траектории, что и сама планета, следуя за ней по орбите или двигаясь впереди. Эти космические объекты, названные в честь персонажей гомеровской "Илиады" троянцев, есть почти у каждой планеты Солнечной системы. Так как располагаются они в точках Лагранжа, то подразумевается наличие двух массивных тел, которые образуют систему, например, Юпитер-Солнце, Нептун-Солнце и так далее.

В случае с Ураном всё несколько сложнее. Астрономы не надеялись обнаружить "троянцев" рядом с Сатурном или Ураном, поскольку гравитационное поле соседствующего Юпитера сильнее, а значит, притянет к себе все ближайшие небесные тела.

Но у Урана всё-таки есть троянский астероид. Его открыл Майк Александрсен (Mike Alexandersen) из университета Британской Колумбии. Небесное тело диаметром в 60 километров назвали 2011 QF99.

Учёные считают, что этот "троянец" не задержится надолго. Приблизительно через 70 тысяч лет он станет нестабильным и будет выброшен в космос.

У крупнейшей планеты нашей Солнечной Системы троянские астероиды находятся с обеих сторон, в точках L4 и L5. Астероиды в точке L4 называются "греки", а в L5 — "троянцы". После их обнаружения астрономы подробно изучили такие же скопления небесных тел на орбитах Марса, Нептуна и даже Земли.

Профессор Рудольф Дворак (Rudolf Dvorak) из университета Вены предполагает, что троянские астероиды могут быть и у экзопланет. В системах, где и звёзды, и планеты значительно превышают объём и массу тел нашей Солнечной системы, такие астероиды могут сами быть довольно крупными. Есть вероятность, что астероиды присутствуют в обитаемых зонах других звёздных систем.