18.03.2013 | Медицина

Грудное молоко стало источником стволовых клеток

Стволовые клетки, основным источником которых пока являются эмбрионы, уникальны. Они способны превращаться (дифференцироваться) в любую ткань организма в зависимости от расположения.

Использование таких клеток в медицине обеспечит полное или частичное исцеление от множества опасных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера или сердечная недостаточность.

Количество научных испытаний по выращиванию органов из стволовых клеток растёт с каждым днём. Однако общественность зачастую приравнивает этот способ лечения к жестокости и аморальности, что значительно тормозит развитие этой отрасли медицины.

Команда учёных из университета Западной Австралии (University of Western Australia) предложила свой выход из ситуации. В 2011 году исследователи обнаружили, что помимо белков, углеводов и витаминов в грудном молоке содержатся стволовые клетки. Когда они вырастили эти клетки, то они дифференцировались в три основных группы клеток, из которых состоит весь человеческий организм.

С тех пор как ведущий автор исследования доктор Фотени Хассиоту (Foteni Hassiotou) провела свой первый эксперимент на грудном молоке, она работала ещё со многими образцами этой поистине волшебной жидкости. Более 70 здоровых кормящих матерей, с которыми работали учёные, оказались носителями грудного молока со стволовыми клетками. Выращенные образцы оказались способными к превращению не только в клетки сердца, мозга и поджелудочной железы, но и в клетки костной ткани, сообщается в издании Journal of Human Lactation, где были опубликованы результаты исследования.

Выяснилось, что во всех образцах грудного молока здоровых женщин содержалось около 30% стволовых клеток (от общего состава).

Клетки, способные становится любой тканью организма, учёные находят по всему миру. К примеру, доктор Мари Дезава (Mari Dezawa) из японского университета Тохоку обнаружила так называемые клетки MUSE в костном мозге. А её коллега Теа Тлсти (Thea Tlsty) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско нашла стволовые клетки в тканях груди некормящих женщин и даже мужчин.

Исследователям ещё предстоит найти доказательства того, что эти клетки пригодны для лечения. Но прогнозы достаточно оптимистичны, ведь теперь их можно найти практически в любом органе человеческого тела.