06.03.2013 | Море

В Одессе морских офицеров обучают взаимодействию в сложных ситуациях

Одесская крюинговая компания V.Ships первой в стране начала проводить курс по взаимодействию членов экипажа в нестадартных ситуациях – «Crew Resource Management».

Об этом сообщил директор ДП В.Шипс (Украина) Игорь Сафин, капитан дальнего плавания.

В учебном центре V.Ships в Одессе проходят подготовку не только украинские специалисты, но и представители разных стран, работающие на судах, которые обслуживает V.Ships.

«Практика показывает, что порядка 80% аварий в море происходит из-за человеческого фактора. Но такая формулировка не раскрывает, а скрывает истинные причины аварий. Это плохая коммуникация в команде, неправильная оценка ситуации лидером, неумение других членов экипажа отстоять свою точку зрения, невыполнение приказа. Если вспомнить аварию с «Адмиралом Нахимовым», то там капитан неправильно оценил ситуацию и отдал неверный приказ, а третий помощник не сумел доказать, что он прав. Курс «Crew Resource Management» нацелен на отработку психологического взаимодействия членов команды. Он учит капитанов избегать авторитарных методов управления, а членов экипажа – быть позитивно-инициативными. Один человек не может охватить все аспекты. Настоящий капитан должен уметь прислушиваться к мнению команды. Это поможет снизить число аварий, происходящих по вине экипажа», – подчеркнул в беседе с корреспондентом агентства «Вікна-Одеса» руководитель учебного центра В.Шипс (Украина) Геннадий Кухарчик.

Первыми необходимость таких тренингов осознали авиаторы – после катастрофы на острове Тенерифе, которая в 1977 году унесла жизни 586 человек. В морской отрасли подобные тренинги проводятся с середины 1990-х, а в компании V.Ships – с 1998 года. Первоначально занятия проходили в Великобритании. Тренинги для офицеров V.Ships проводила фирма «Wright Way».

В 2009-м V.Ships подключила к этой работе своих тренеров – капитанa Михаила Кудымовского и старшего механика Александра Костенко. В течение трех лет они выезжали Англию, где проводили практическую часть тренинга. Теорию же преподавали приглашенные специалисты «Wright Way».

«Я уже 10 лет провожу аналогичный курс подготовки штурманов – «Bridge Resource Management». Александр Владимирович создал аналогичный продукт для механиков. А «Сrew Resource Management» объединяет подготовку штурманов и механиков и затрагивает больше психологических аспектов. Это «поведенческий» курс», – говорит М. Кудымовский.

В 2009 году ДП V.Ships (Украина) дополнительно закупило и установило в Одессе два симулятора – мостика и машинного отделения и с января 2010 года компания стала проводить четыре курса СRM в Великобритании (для офицеров пассажирского флота) и шесть – в Одессе (для офицеров грузового и пассажирского флотов), а с января 2011 года все курсы СRM стали проводить в Одессе.

С января 2011-го такие же курсы стали проводить в Новороссийске – для специалистов танкерного флота.

В ноябре 2012-го в Мумбаи начал работу тренинговый центр для индийских офицеров. В течение года откроется еще один – в Маниле (Филиппины).

С начала 2013-го V.Ships отказалась от приглашенных тренеров и стала проводить занятия только силами специалистов компании.

«Специфика разработанных нами курсов в том, что мы разбираем примеры не из авиации, как это делают иностранные тренеры, а из морской практики. Прежде всего – с судами, которые обслуживает V.Ships. Например, был случай, когда наше судно село на мель в Тихом океане. Разбираем случаи и с другими судами – в частности, когда контейнеровоз «Alva Star» врезался в греческий остров Закинтос. Вспоминаем крушение «Costa Concordia» и даже «Титаника», – отметил А. Костенко.

Сейчас в Одессе проходит тренинг группа из 12 человек – капитаны, старшие механики, суперинтенданты, работающие на пассажирском и грузовом флотах. Из них шестеро – иностранцы: из Италии, Хорватии, Болгарии, Греции, Великобритании и Литвы.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки