04.03.2013 | Медицина

Неправильная иммунная реакция организма приводит к туберкулезу

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе объяснили, почему люди, зараженные вирусами, предрасположены и к бактериальным инфекциям. Об этом сообщает Би-би-си.

По словам исследователей, некоторые бактерии, включая туберкулезные, способны вторгаться, когда организм запускает "неправильный" иммунный ответ. В результате вместо того, чтобы бороться с туберкулезом, люди с тяжелой инфекцией вырабатывают белок, который нацелен на вирусы.

Специалисты полагают, что полученные результаты исследования могут объяснить, почему вирусы делают людей более восприимчивыми к бактериальной инфекции. Они отмечают, что весенний пик туберкулезной инфекции связан с последствиями вирусов, циркулирующих в зимнее время. Американские исследователи впервые выявили феномен проказы, который был вызван туберкулезоподобной бактерией.

У организмах больных проказой ученые обнаружили два различных иммунных белка. У пациентов с мягкой формой болезни зафиксировали белок, связанный с бактериальным иммунным ответом, - гамма-интерферон. У пациентов с более тяжелой формой проказы был более выражен белок, связанный с вирусным ответом, - бета-интерферон. Дальнейшая работа показала, что гены бета-интерферона были чаще выражены в крови людей с острой формой заболевания.

По словам ученых, у людей с тяжелыми заболеваниями организм отвечал так, будто его атаковали вирусы, позволяя бактериям оставаться скрытыми и развиваться внутри клеток. Мало того, что бета-интерферон является неэффективным оружием против бактерий, он может блокировать действие гамма-интерферона. В таком случае бактерии могут надолго закрепиться в организме. В условиях реальной вирусной инфекции это может означать, что внимание иммунной системы рассеянно, что позволяет человеку заразиться бактериальной инфекцией.

Профессор Роберт Модлин заявляет, что при уменьшении или увеличении одного из двух белков может сместиться баланс от легкого к более серьезному заболеванию. "Терапевтическое вмешательство по блокировке или повышению конкретных ответов интерферона может быть эффективной стратегией, чтобы изменить баланс в пользу защиты от бактериальных заболеваний", - комментирует ученый.

Результаты исследования также могут помочь объяснить, почему вспышки туберкулеза приходятся на зимний период (одна из них в настоящее время наблюдается среди бездомных в Лос-Анджелесе). Специалисты полагают, что причиной может быть скученность людей и недостаток витамина D, связанного с иммунным ответом.

Исследование ученых опубликовано в журнале Science.

РБК