27.02.2013 | Море

В Одессе обсудили возможность возрождения Черноморского пароходства

В Одессе создана рабочая группа по подготовке предложений по возрождению в Украине морского флота и созданию собственной судоходной компании, работающей под национальным флагом.

Такое решение было принято сегодня в ходе заседания «круглого стола» «Украина: морская держава или страна у моря? Морская отрасль – проблемы и пути возрождения морского флота, Черноморского морского пароходства». Участники заседания сошлись во мнении, что собственный флот Украине необходим, передает корреспондент информационного агентства «Вікна-Одеса».

«Сегодня в мире до 80% грузов перевозятся морским транспортом. Растет спрос на рыбу и морепродукты. По прогнозам, потребление этой продукции в ближайшие три года будет расти на 1,5% в год. Добыча полезных ископаемых переходит в морской и океанский шельф. Порядка 50% энергоносителей сегодня добывают в море. В это же время Украина фактически утратила торговый, рыболовецкий и научный флот», — отметил народный депутат Сергей Гриневецкий. Он добавил, что каждый доллар, вложенный в развитие судоходства, приносит 3 – 4 доллара инвестиций в другие отрасли народного хозяйства.

В Украине же, считает политик, «внятная морская политика отсутствует». Частные судоходные компании предпочитают работать под «удобным флагом». Между тем, наличие собственного национального флота — важный фактор внешнеэкономической независимости страны. Однако его создание за счет государства, по мнению С. Гриневецкого, сегодня проблематично. Прежде всего, из-за высокой капиталоемкости морского транспорта, слабости банковской системы и, как следствие — невозможности долгосрочного кредитования. Поэтому необходимо найти заинтересованные структуры, которые могли бы вложиться в покупку или постройку собственных судов. А налоговые льготы и другие преференции стимулируют судовладельцев регистрировать суда под национальным флагом. Перевалка же грузов в украинских портах будет способствовать развитию и этих предприятий.

Генеральный менеджер частной судоходной компании Игорь Санченко назвал условия, которые сделают возможным возрождение украинского национального флота. Это благоприятная налоговая среда, эффективная работа Морского регистра страны, создание Международного реестра судов Украины, разумная политика в области налогообложения моряков, уменьшение портовых сборов для судов под национальным флагом. И. Санченко рассказал, что его компания заплатила в декабре 2012 г. – январе 2013 г. за одно и то же судно с одинаковым грузом портовые сборы в Костанце (Румыния) чуть более 23 тыс. долл., а в украинском Ильичевске — свыше 38 тыс. долл.

Ряд участников заседания, в том числе С. Гриневецкий и его коллега по Верховной Раде Светлана Фабрикант высказали мнение, что возрождение ЧМП невозможно. Сегодня нужно говорить о сохранении оставшегося имущества этого некогда крупнейшего в Европе пароходства и о том, как использовать его в новой судоходной компании, считают политики.

Вместе с тем, бывший президент ЧМП Евгений Кожевин высказал мнение, что ЧМП («Бласко») — бренд, известный во всем мире, и отказываться от него нельзя. По мнению экс-главы Черноморского пароходства, сумма долга компании кредиторам не настолько велика (называется сума от 8 млн. долл. до 10 млн. долл., — прим. ред.), чтобы стоило говорить о ликвидации пароходства. Е. Кожевин считает, что путь возрождения ЧМП — в государственном и частном партнерстве. Он предлагает создать акционерное общество, в котором государство будет миноритарным акционером. Его вкладом может быть всемирно известный бренд.

«Частно-государственное партнерство возможно, когда государство выполняет свои функции… В Одесском регионе две проблемы, которые можно решить только на самом высоком уровне – ЧМП и Куяльник. Проблема в том, что нужны новые подходы к организации государственного обустройства», — ответил ему С. Грневецкий.

Депутат Государственной Думы Российской Федерации, первый заместитель председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Иван Никитчук отметил, что тема возрождения ЧМП в последнее время все чаще поднимается и в России. Он выступил с предложением возрождать судоходную компанию усилиями двух соседних стран.

«Мы должны заставить наших президентов сесть за стол переговоров и разработать совместный план возрождения ЧМП. Наша задача — выработать рекомендации, которые заставили бы глав государств включить этот вопрос в повестку дня очередной встречи. Это интеграционный проект, который должен объединить наши страны», — считает российский политик.

Несмотря на приглашение, для участия в заседании не прибыли директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Владимир Севрюков и управляющий санацией ЧМП Николай Хайло. В. Севрюков в своем ответе заявил, что аналогичный «круглый стол» был проведен 14 февраля в Киеве, а одесситы могут прислать свои предложения.

Справка. Официальной датой образования Черноморского пароходства считается 16 мая 1833 года. В 1991-м на балансе ЧМП числилось 350 судов основного флота и свыше тысячи — вспомогательного. До распада СССР доходы компании достигали 1 млрд. долл. в год. Однако уже в 1993-м ее долги превысили 200 млн. долл. В том же году был образован акционерный концерн «Бласко», на чей баланс перешли суда ЧМП. Большинство из них продано. Летом 2008-го флот ГСК составляли 6 единиц.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

Читайте также:

В Кабмине подняли вопрос о ситуации вокруг Черноморского пароходства

Укрморречфлот: активы одесского ЧМП останутся в собственности государства

Министр транспорта обещает не допустить ликвидации Черноморского пароходства

Одесское Черноморское пароходство вновь хотят приватизировать. В этом году

Одесса: ветераны ЧМП призвали власти остановить «разграбление пароходства»

Суд оправдал президента Черноморского пароходства

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат