12.02.2013 | Наука

Ученые установили наиболее точную дату вымирания динозавров

Конец света из-за падения космического объекта на поверхность планеты – глобальная катастрофа, которую мы боимся и периодически пытаемся предсказать, уже происходила на планете.

Цунами высотой до сотни метров, загрязнение атмосферы и ядерная зима, нарушение геохимического цикла углерода на целых пять тысяч лет – вот неполный перечень последствий столкновения Земли с космическим объектом.

Астероид, достигающий 10 километров в диаметре, упал на родине майя – полуострове Юкатан. Страшно предположить к чему бы привела эта катастрофа сегодня, но 66 миллионов лет назад от удара "космического странника" вымерли динозавры.

"Это был смертельный удар", – говорит профессор Пол Рэнне (Paul Renne) из университета Калифорнии в Беркли.

Падение астероида, по словам учёного, стало "последней каплей", в результате которой многочисленные и разнообразные "ужасные ящеры" исчезли с лица Земли после 134 миллионов лет доминирования.

Профессор − не первый учёный, который выдвигает идею взаимосвязи падения астероида и, так называемое, мел-палеогеновое вымирание. Об этом говорили ещё в 70-х годах XX века. Заслуга учёного и ещё восьмерых его коллег из разных университетов в том, что им удалось более точно определить время падения астероида, опровергнув таким образом предположение о том, что вымирание динозавров приключилось до глобальной катастрофы.

В статье, опубликованной в журнале Science, представлены результаты аргон-аргонной датировки 14 образцов породы, взятых на месте ударного кратера Чиксулуб, а также анализ вулканического пепла в районе наиболее поздних отложений времён динозавров − формации Хелл-Крик в штате Монтана, США.

Удар астероида по планете произошёл примерно 66 038 000 лет назад. То есть выходит, что это произошло действительно позднее, чем установленная специалистами дата вымирания динозавров – 66 043 000 лет назад. Однако погрешность для таких вычислений, составляющая 32 тысячи лет, и удивительная временная близость указывают на взаимосвязь двух событий. Что, впрочем, не свидетельствует о том, что падение астероида было единственной причиной вымирания "ужасных ящеров".

"В настоящее время известно, что ко времени падения астероида, на планете уже происходили климатические изменения, сделавшие экосистему чрезвычайно чувствительной, – говорит профессор Рэнне. – Катастрофа стала своего рода переломным моментом, значительно изменившим последующую историю Земли".

Источник — Вести.Ru