25.01.2013 | Культура

Книга об Одессе: поиск «подлинной жизни города»

Две авторитетные российские газеты опубликовали сегодня рецензии на книгу, выпущенную недавно в Москве, в серии «Мировой страноведческий бестселлер». Произведение называется «Одесса. Величие и смерть города грез».

Автор статьи в «Ведомостях» Александра Машукова пишет: «Книга американского ученого и публициста Чарльза Кинга, специализирующегося на истории Кавказа и черноморского региона, — это взгляд иностранца. Акцент сделан не только на мифе Одессы, но и на его развенчании. И это заявлено уже в предисловии: «Город, как и все те, кто претендует на величие, разочаровывает не в меньшей степени, чем вдохновляет. Чудовищные черты проступают не реже, чем самые благородные, и первых куда больше, чем допускает легковесная версия прошлого Одессы».

«Установка автора радует. Ведь пошловато-лубочный миф об Одессе сильно исказил восприятие, так что, кажется, сквозь него, как через маску, уже и не разглядишь настоящее лицо. Кинг откровенно увлечен Одессой, но отделяет реальные исторические события от интерпретаций. (…) Ученый пишет только о тех, кто, по его мнению, принципиально повлиял на облик Одессы. Подробно — о графе Воронцове, но всего пару строк о градоначальниках Ланжероне и Маразли. Один из важнейших для Кинга одесситов — Владимир Жаботинский, писатель и лидер сионизма. Это не случайно: к середине книги становится ясно, что главный ее нерв — история еврейского населения города или, как пишет автор, «жестокая война Одессы против своих евреев, то есть против себя самой». Кинг рассказывает о том, как же произошла эта метаморфоза, почему плодотворное и вольготное существование евреев в городе вылилось в страшные погромы начала ХХ века. И особенно подробно — о румынской оккупации 1941 – 1944 годов, о том, как вели себя в это время одесситы. Ученый цитирует доносы соседей друг на друга, отмечает узаконенный антисемитизм послевоенных лет, разоблачает официальную советскую версию военных событий, которая охотнее говорила о партизанском движении, чем о Холокосте, и которая жива по сей день. И в результате называет Одессу городом, зацикленным не столько на своей подлинной, часто неоднозначной истории, сколько на сохранении мифа», – отмечает автор рецензии.

В «Коммерсанте» Игорь Гулин подчеркивает: «Смерть» из названия — это постепенное исчезновение одесского еврейского мира, с которым Кинг в первую очередь отождествляет судьбу города. Хотя еврейский сюжет тут – не единственный. Одесса привлекает автора именно своей мультикультурностью. Марк Твен назвал ее «Америкой в миниатюре», и Кинг с удовольствием повторяет определение. Этот город — один из островков прогрессивного, почти демократического эксперимента внутри патриархальной царской России, пространство цветущей эксцентрики в XX веке, город-миф, окончательный облик которого создан Эйзенштейном и Бабелем. Впрочем, Кингу важно не просто следовать за историями знаменитых жителей, а до некоторой степени развеивать мифический туман, искать подлинную жизнь города».

Интервью Ч. Кинга читайте здесь.

Інформагентство «Вікна-Одеса»

Читайте также:

История Одессы: пленительная и поучительная

«Дискавери» показал фильм об опасной Одессе

Французский режиссер: «Одесса напоминает только Одессу – она уникальна»

CNN покажет Одессу – во «Взгляде на Украину»

Британский путеводитель рекомендует туристам посетить Одессу

Писатель Дмитрий Быков: «Одесса – замок, на котором удерживается весь свод»

24.01.2013 | Жилищно-коммунальное хозяйство

25 января в Одессе — отключения света

ОДУВС
Реклама альбомов 300
Оцифровка пленки