04.12.2012 | Наука

В яйце антарктической пиявки нашли триасскую инфузорию

Ученые обнаружили хорошо сохранившуюся древнюю инфузорию в коконе яйца пиявки, найденном в Антарктиде. Сообщение о находке опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ее краткое содержание приводит ScienceNow (на момент написания заметки на сайте Science инфузорию ошибочно называли бактерией).

Ученые анализировали образцы микроотложений, собранных на одном из пиков хребта Эйзенхауэра, к северу от Земли Виктории в восточной Антарктиде. Отложения относились к позднему триасу - их возраст составлял около 200 миллионов лет. В образцах исследователи искали яйца древних беспозвоночных.

В одном из обнаруженных коконов древней пиявки ученым удалось найти включение неизвестного микроорганизма. По всей видимости, он попал туда в тот момент, когда белково-минеральная оболочка еще не успела полностью застыть.

Структура включения показала, что организм относится к инфузориям и, по-видимому, был близок современным сувойкам рода Vorticella. Эти одиночно живущие фильтрующие одноклеточные животные обладают характерным поясом из ресничек и закрепляются на субстрате подвижной ножкой. Точно такие же характерные элементы строения ученые разглядели в триасовом микроорганизме.

На данным момент находка является древнейшим палеонтологическим свидетельством существования подобных инфузорий 200 миллионов лет назад. Одноклеточные организмы, не имеющие внешнего скелета, и в том числе инфузории, обычно не сохраняются в отложениях. Работа ученых позволяет надеяться, что при изучении остатков коконов яиц беспозвоночных многие из ранее неизвестных микроорганизмов все-таки будут обнаружены.