31.10.2012 | Наука

Ученые установили, когда у живых организмов появилось зрение

Новая работа учёных из Великобритании и Ирландии проливает свет на эволюцию зрения. По мнению исследователей, организмы научились различать свет раньше, чем считалось ранее.

Это показали анализ генов, отвечающих за производство светочувствительных белков опсинов, и компьютерное моделирование их развития у живых существ.

До настоящего момента в научных кругах не существовало единого мнения, когда у древних видов впервые появилась способность различать свет.

Сейчас существует пять групп опсинов, которые входят в состав сетчатки глаза современных животных и человека. Они преобразуют свет в электрохимический сигнал, возбуждая соответствующие нейроны. Право считаться первыми обладателями этих белков оспаривали губки и медузы.

Группа учёных под руководством Дэвида Пизани (Davide Pisani) из университета Бристоля изучила ДНК губок вида Oscarella carmela и медуз, принадлежащих к типу стрекающих (Cnidarians).

Как сообщается в статье в журнале PNAS, полученные данные позволили построить компьютерную модель, которая подробно показала, как проходило эволюционное развитие опсина.

Первый белок этого типа появился 700 миллионов лет назад и являлся единственным предшественником для всех исследованных организмов. При этом изначально он был "слепым". Чтобы он научился воспринимать свет, потребовалось ещё 11 миллионов лет генетических модификаций.

Учёные были удивлены, что с тех пор гены, ответственные за выработку светочувствительного белка, претерпели не так много изменений, как можно было бы предположить.

"Наше исследование имеет большое значение, ведь мы проследили за процессом развития зрения и обнаружили, что у него один первоисточник. Это удивительное открытие, поскольку мы также сможем установить, как и когда развивалось зрение человека", — говорит Пизани в пресс-релизе университета Бристоля.

Источник — Вести.Ru