24.10.2012 | Наука

NuSTAR помог астрофизикам увидеть вспышку в Стрельце

Телескоп NuSTAR сфотографировал вспышку, источником которого была черная дыра Стрелец А* в центре Млечного Пути. Об этом сообщается на официальном сайте Американского космического агентства.

Снимки были сделаны еще в июле, однако обработали и опубликовали их только сейчас. По словам исследователей, аппарат стал первым, кому удалось экспериментально получить данные о жестком рентгеновском излучении во время такого рода вспышек. Источником излучения является разогнанная до околосветовых скоростей и разогретая до сотен миллионов градусов Цельсия материя, которую поглощает дыра. Сами ученые говорят, что подобные вспышки для Стрельца довольно редки, поэтому их обнаружение является большой удачей.

Телескоп NuSTAR (Nuclear Spectroscopic Telescope Array - Ядерный спектроскопический массив телескопов) был запущен в космос 13 июня 2012 года. Телескоп был создан в рамках программы SMEX, которая подразумевает производство относительно недорогих (менее 120 миллионов долларов), но специализированных приборов.

Цель NuSTAR изучение космических объектов в рентгеновском диапазоне. Речь идет о фотонах с энергий от 7 до 80 килоэлектронвольт, что на порядок выше предшественников, работавших преимущественно с мягким рентгеновским излучением. Аппарат снабжен парой зеркал Вольтера, работающих по принципу скользящего отражения. Использование такого рода зеркал позволяет добиться разрешения на два порядка выше, чем у любых других систем, работающих в этом диапазоне.

Компактный астрономический объект, получивший название Стрелец А* и расположенный в одноименном созвездии, был открыт в 1974 году. В 2000 году многолетние наблюдения позволили физикам с уверенностью заявить, что этот объект - сверхмассивная черная дыра, расположенная на расстоянии примерно 26 тысяч световых лет от Земли в центре Млечного Пути. Ее масса составляет около 4 миллионов солнечных.