27.09.2012 | Медицина

Преждевременное старение у детей впервые удалось замедлить

Масштабные клинические испытания подтвердили эффективность противоракового препарата лонафарниб при терапии синдрома прогерии Хатчинсона-Гилфорда (HGPS) - считающегося неизлечимым очень редкого генетического заболевания.

Результаты испытаний опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).

HGPS характеризуется преждевременным старением у детей. Ребенок, страдающий прогерией, приблизительно к полутора годам перестает расти, у него развиваются и быстро прогрессируют симптомы, характерные для старческого возраста - выпадение волос, истончение кожи, остеопороз и атеросклероз. В 10 лет такие дети выглядят на 80.

В 2003 году было установлено, что прогерия вызывается точечной мутацией в гене LMNA, кодирующем синтез белка преламина А - предшественника белка ламина А, входящего в состав внутреннего каркаса клеточных ядер. Мутация приводит к образованию дефектного преламина А (прогерина) и, как следствие, отличающегося от нормального ламина А, что, в свою очередь, ведет к нарушению целостности ядерных облочек, ядра клеток приобретают неправильную форму, сморщиваются. В результате нарушается процесс деления клеток и ускоряется их гибель, организм перестает расти и теряет способность заменять отмирающие клетки новыми, что приводит к быстрому старению.

В ходе изучения механизма превращения преламина А в зрелый ламин А выяснилось, что ключевую роль в этом процессе играет фермент фарнезилтрансфераза, который прикрепляет к преламину молекулу фарнезила, после чего фарнезилированный преламин А транспортируется в ядро клетки, где другой фермент, ZMPSTE24, "отрезает" у него молекулу фарнезила, в результате чего получается зрелый ламин А. У больных HGPS преламин А изменен таким образом, что фермент ZMPSTE24 не может отрезать у него молекулу фарнезила, что и делает ламин А, встроенный во внутренний каркас ядерной облочки, дефектным.

Было высказано предположение, что вещества - ингибиторы фарнезилтрансферазы (FTI), подавляющие активность этого фермента, могут способствовать нормализации процесса у больных HGPS, снижая деформацию ядерных оболочек, так как молекулы преламина останутся нефарнезилированными и, попав в клеточное ядро, будут более похожими на нормальный зрелый ламин А.

FTI применяются также при терапии онкологических заболеваний, так как они подавляют деление клеток. Один из таких препаратов, лонафарниб (Lonafarnib) производства Merck, предназначенный для лечения злокачественных опухолей мозга, показал хорошие результаты в доклинических испытаниях.

Первые полномасштабные клинические испытания лонафарниба проводились в течение двух с половиной лет на базе Бостонской детской больницы. В них приняли участие 28 детей, страдающих HGPS, из 16 стран, что составляет примерно 75 процентов зарегистрированных случаев детской прогерии в мире. Все они в течение периода испытаний дважды в день получали таблетки лонафарниба, а каждые четыре месяца проходили медицинское тестирование в Бостонской детской больнице.

В результате существенное улучшение состояния отмечено у всех участников испытаний. У каждого третьего пациента более, чем вдвое увеличился объем жировой ткани и масса тела, а остальные начали набирать вес за счет увеличения мускульной и костной массы. Минерализация и плотность костной ткани у больных в результате приема лонафарниба достигли нормальных показателей. Кроме того, у пациентов отмечено улучшение слуха.

Однако самым главным итогом исследователи считают 35-процентное увеличение эластичности стенок артерий, что снижает риск развития у пациентов атеросклероза. Сердечно-сосудистые заболевания - одна из основных причин гибели больных HGPS.

Как отметила в интервью MNT Лесли Гордон (Leslie Gordon), глава группы, проводившей испытания лонафарниба, директор по медицине Фонда исследований прогерии и мать больного HGPS ребенка, тот факт, что некоторые аспекты повреждения сосудов благодаря лонафарнибу оказались не только приостановлены, но и частично скомпенсированы, является невероятным и неожиданным успехом испытаний.