Регби
Регби

06.09.2012 | Культура

Мгновенье жизни: одесситам представляют выставку Николая Вылкуна

С 6 по 30 сентября в музее «Степова Україна» (ул. Ланжероновская, 24а) будет представлена выставка графики известного одесского художника, Заслуженного художника Украины Николая Вылкуна.

Мгновенье жизни — вот что безостановочно, легко, забавляясь и грустя, схватывает карандаш Николая Вылкуна. Сколько нам приходится бывать с ним на всяких «круглых столах», творческих встречах и т. д., Николай Митрофанович всегда в двух лицах: одно «лицо» воспринимает происходящее, живо реагируя, а другое, вернее, рука, выводит что-то на листе бумаги. Этот навык доведен до автоматизма. Частенько под занавес Вылкун раздает портреты тем, кто попал под прицел его отточенного «орудия». Впрочем, это не совсем портреты. Но и не шаржи. Просто чуть странный ракурс, чуть утрированная мимика… Словом, видно, что у рисовальщика все в порядке с чувством юмора.

О театральных работах Николая Митрофановича писано-переписано. Эскизов декораций, костюмов, плакатов, афиш, макетов наработано столько, что все не могла вместить ни одна из многих его выставок. Но и этого мало художнику! Верно говорят: «Не Вылкун, а тайфун!». Подозреваю, что на одном из бесконечных заседаний худсовета у него, трудоголика, зачесались руки, и он «пригвоздил» коллег к белому листу. Так рисунки Вылкуна положили начало театральной графике Одессы. Это зарисовки с натуры режиссера В. Василько, артистов И. Твердохлиба, П. Михайлова, а также С. Образцова, Д. Лидера, Н. Черкасова многих других.

Когда Вылкун, главный художник Одесского молодежного театра, привыкший там мыслить монументально, конструкциями, выходит из полумрака кулис на залитую солнцем, населенную колоритными персонажами улицу, он превращается в зоркого ироничного наблюдателя. А художнический дар переплавляет увиденное в мастерски сделанные рисунки. Он быстро и точно схватывает облик человека — позу, фигуру, мимику (а в целом — характер!), причем слегка шаржировано, а иногда и гротескно, что придает рисункам особую выразительность («Умные», «На пляже», «Заправка сифонов»). Даже на простое доение козы или хрюшкино блаженство у корыта невозможно смотреть без улыбки. Но внезапно, контрапунктом, одинокая бабуся возле топящейся печи — вся погруженная в воспоминания…

На листах Вылкуна — то прихотливое кружево линий, то пятна, то всего несколько штрихов — ровно столько выразительных средств, сколько нужно для фиксации сути персонажа. Иногда он нарочито, как мне кажется, работает в графической манере двадцатых годов прошлого века. А порой использует тонированный фон или кое-где пройдется акварелью, и рисунок смягчается.

Кто-то из критиков еще в начале творческого пути Николая Митрофановича сказал, что в нем борются два начала — театр и графика. Нет, не борются. Перетекают одно в другое, взаимопроникают — театральная фантазия и реальность быта, возвышенный символизм сценических образов и гротесковость сценок из жизни одесситов.

В этом — особинка, «фишка» Николая Вылкуна.

Вероника Коваль, редактор отдела искусств журнала «Выставки Одессы».

Ознакомиться с работами Н. Вылкуна можно в художественной Интернет-галерее на нашем сайте.

Информагентство "Вiкна-Одеса"

06.09.2012 | Правоохранительные органы

Назначен зампрокурора Одесской области

06.09.2012 | Жилищно-коммунальное хозяйство

В Одессе сегодня будут отключения энергоснабжения

Фотогармошка 300х250
Аккерманская крепость
Адвокат