21.08.2012 | Наука

"Кеплер" помог найти сразу четыре десятка экзопланет

Количество экзопланет, открытых телескопом "Кеплер", превысило сотню и составило 115 штук. Препринты сразу двух статей с новыми порциями (всего в сумме 41 планета) небесных тел появились на сайте arXiv.org.

В первой работе, выполненной астрономами из США, сообщается об обнаружении 13 новых планетарных систем, содержащих 27 планет. Новые системы получили обозначения с Kepler-48 по Kepler-60 включительно. В системах с номерами от 48 до 59 обнаружено по две планеты и система Kepler-60 содержит три небесных тела. Массы обнаруженных планет лежат в пределах от 0,1 (Kepler-50b) до 18,9 (Kepler-57b) юпитерианской. Многие из экзопланет вращаются вокруг своих звезд с достаточно большими периодами - например, Kepler-51c делает оборот за 228 дней.

Во второй работе заявлено об открытии 12 звездных систем, содержащих 24 планеты. При этом десять планет в обеих работах совпадают, поэтому обе сообщают об открытии 41 новой планеты за пределами Солнечной системы. Как следствие, количество открытых планет превысило сотню. Также данные об упомянутых в работах системах содержат некоторое количество кандидатов на звание экзопланет - сигналов, указывающих на возможное наличие планеты, которые пока не удалось подтвердить.

Телескоп "Кеплер" был запущен на орбиту в марте 2009 года. Предназначение аппарата - поиск экзопланет транзитным методом. Телескоп непрерывно наблюдает за участком неба между созвездиями Лиры и Лебедя, фиксируя яркость более чем 150 тысяч звезд. По данным аппарата для светил строится кривая блеска, резкие колебания в которой рассматриваются как прохождение по диску звезды планеты.

Если такие колебания зарегистрированы, то светило попадает в список объектов, представляющих интерес для "Кеплера" (KOI). Позже полученные сигналы проверяются независимыми наблюдениями других телескопов. Главная задача "Кеплера" - поиск экзопланет с длительным (в идеале - около года) периодом обращения.