15.08.2012 | Медицина

Стресс и депрессия уменьшают объем мозга

Хронический стресс и депрессия могут вызвать уменьшение объема мозга - состояние, которое способствует нарушению эмоциональной и когнитивной функции. К такому выводу пришли ученые Йельского университета.

По их словам, все дело в генетическом "переключателе", который приводит к потере синаптических связей между клетками головного мозга, пишет Medical Xpress.

Исследование показало, что генетический "переключатель", коим является транскрипционный фактор GATA1, подавляет экспрессию нескольких генов, необходимых для формирования синаптических связей. В результате возникает потеря мозговой массы в префронтальной коре.

"Мы хотели убедиться в том, что стресс провоцирует потерю синапсов в коре головного мозга у человека. Мы установили, что когнитивные и эмоциональные функции нарушаются, когда включается данный транскрипционный фактор", - комментирует один из авторов работы Рональд Дамэн.

Команда Р.Дамэна проанализировала образцы тканей мозга пациентов с депрессией и без расстройства. Оказалось, что у тех, кто страдает депрессией, отмечается меньшая выраженность генов, необходимых для формирования синаптических связей между клетками головного мозга. Руководитель исследования Дж.Кан заявил, что в мозге больных оказался снижен уровень экспрессии как минимум пяти генов. Когда в ходе опытов на грызунах GATA1 был активирован, то у них наблюдались симптомы депрессии. Так, GATA1 играет важную роль не только в потере связи между нейронами, но и в появлении симптомов депрессии.

По мнению Р.Дамэна, в будущем генетический скрининг вариантов гена GATA1 может помочь выявить людей с высоким риском развития депрессии или повышенной чувствительности к стрессу. "Мы надеемся, что, повышая синаптические связи с помощью новых лекарств или поведенческой терапии, мы сможем разработать более эффективные методы антидепрессивной терапии", - говорит Р.Дамэн.

Результаты исследования ученых опубликованы в журнале Nature Medicine.

Источник — РБК