09.08.2012 | Медицина

Неврологи обнаружили биомаркер болезни Лу Герига

Исследователи из Женской больницы Брайхема (BWH) обнаружили, что изменения в лейкоцитах определенного типа, моноцитах, являются маркерами бокового амиотрофического склероза (БАС).

Это заболевание известно также под названием болезни Лу Герига. В доклинических исследованиях на модельных мышах, несущих одну из генетических мутаций, определяющих развитие БАС (мутация по супероксиддисмутазе SOD1), ученые установили, что за два месяца до возникновения заболевания у моноцитов, вырабатываемых селезенкой, начинают проявляться провоспалительные свойства. По мере приближения заболевания наблюдается повышение уровня сигнальных молекул, которые направляют эти белые кровяные клетки в спинной мозг. Приток моноцитов ассоциирован с гибелью нервных клеток в спинном мозге.

При введении в организм подопытных животных антител против воспалительных моноцитов исследователи наблюдали падение уровня лейкоцитов, атакующих спинной мозг, и, как следствие, уменьшение гибели нервных клеток и повышение выживаемости.

Результаты исследования опубликованы в Journal of Clinical Investigation.

В сотрудничестве с коллегами из подразделения по изучению БАС при Массачусетской больнице общего профиля авторы установили, что подобные моноциты образуются и у людей с болезнью Лу Герига, что сопровождается характерными для заболевания воспалительными показателям.

"Люди задаются вопросами о роли иммунной системы в развитии неврологических заболеваний, подобных БАС", - говорит Говард Вейнер (Howard Weiner), директор программы по рассеянному склерозу из BWH и ведущий автор публикации. "Иммунная система сложна, и предыдущие попытки лечения этих заболеваний иммунотерапией успеха не принесли. Но сейчас мы знаем, что именно не так с кровью, и это открывает нам новые терапевтические мишени для бокового амиотрофического склероза и, возможно, других заболеваний в ближайшем будущем", - считает ученый.

В США ежегодно диагностируется приблизительно 5600 случаев БАС, заболевания, которое характеризуется прогрессирующим поражением двигательных нейронов, сопровождаемым параличом конечностей и атрофией мышц. Смерть наступает от инфекций дыхательных путей или отказа дыхательной мускулатуры. Как правило, болезнь поражает людей в возрасте от 40 до 60 лет.

Обычно от выявления первых признаков БАС до смерти проходит от трёх до пяти лет. В то же время у единственных известных больных с однозначно диагностированным БАС - выдающегося британского физика-теоретика Стивена Хокинга и гитариста Джейсона Бекера - состояние со временем стабилизировалось.