09.07.2012 | Наука

В космосе обнаружен большой брат-близнец Солнечной системы

Группа Гильема Англада Эскуде (Guillem Anglada Escudé) из университета Гёттингена использовала новую методику поиска планет, обращающихся вокруг дальних звёзд.

Исследуя планетную систему звезды GJ676A, учёные выяснили, что в ней кроме двух газовых гигантов "обитает" ещё как минимум две сверхземли.

Сама звезда относится к красным карликам М класса и находится на расстоянии 22 световых лет от Земли. Ранее исследователи определили, что вокруг неё вращаются два газовых гиганта. Команда Гильема решила проанализировать систему на предмет наличия планет меньшего размера. Для этого учёные использовали данные спектрографа HARPS телескопа Европейской южной обсерватории.

Оказалось, что вокруг GJ676A в непосредственной близости от светила обращаются ещё два скалистых мира (GJ676Ae и GJ676Ad). То, что за их орбитами присутствуют два газовых гиганта, навело учёных на мысль, что эта планетная система могла образоваться по образу и подобию Солнечной.

Отличие лишь в том, что в системе GJ676A все планеты значительно больше наших. Так, малая скалистая экзопланета примерно в четыре раза тяжелее Земли, а самый большой газовый гигант в пять раз больше Юпитера.

Отметим, что системы с множественными планетами открывали и не раз. Рекордсменом среди них является "выводок" звезды HD10180, которая окружена сразу 9 планетами.

Однако та же HD10180 держит близ себя лишь газовые гиганты, да и те обращаются вокруг неё на небольшом расстоянии. А GJ676A не только может похвастать скалистыми мирами, но и планетой, похожей на Нептун, которая обходит светило за 4000 земных дней.

Дальние орбиты газовых гигантов и короткие очень сильно разогретых сверхземель заставили немецких астрономов заговорить о похожести планетных систем Солнца и GJ676A.

"Наше открытие означает, что прочие системы также обладают скрытыми компаньонами. Необходимо использовать новую технологию поиска, чтобы их обнаружить", — говорит Англада Эскуде.

Новое исследование также поможет уточнить существующие модели формирования планет. Например, сверхземли часто находят в непосредственной близости от их звёзд. Некоторые учёные объясняли это тем, что планеты формируются вдали от светила, а затем перемещаются ближе к нему.

"Но при такой миграции планета переносит с собой огромную массу, — комментирует Гильем, — В данном случае этого не произошло, потому что оставалась масса для формирования газовых гигантов. Вероятно, сначала на отшибах системы появились газовые гиганты и лишь потом спустя несколько миллионов лет из остатков пыли и газа собрались открытые ныне сверхземли".

Статья немецких астрофизиков появилась на сайте препринтов arXiv.org и была принята к публикации в журнале Astronomy & Astrophysics.

Источник — "Вести.Ru"