08.07.2012 | Конфликт

Одесса: Попандопуло отдыхает, или Как власть спасала Лермонтовку

Кампания по возвращению профсоюзных здравниц государству ничего на практике не изменила. Что касается одесских, то прокуратура отрапортовала о возвращении в государственную собственность трех санаториев.

Речь идет о санаториях имени Пирогова («Куяльник»), «Зеленый мыс» и «Лермонтовский». Но ими как управляла, так и продолжает управлять «Укрпрофздравница». Борьба за собственность продолжается, и это не дает возможности санаториям, особенно попавшим в зону коммерческих интересов, вырваться из-за «заколдованного» круга.

Ситуация, которая сложилась вокруг клинического санатория «Лермонтовский», как нельзя лучше показывает, что происходит в этой сфере из-за отсутствия четкой государственной политики. Иными словами: была команда отобрать — отобрали, а что дальше — неясно.

Пока наверху думают, что делать, затянувшейся паузой воспользовалось руководство области. Еще с мая прошлого года оно взяло под свой контроль ситуацию в Лермонтовке. Но ее попытка вырвать одесскую лечебницу из рук «Укрпрофздравницы» закончилась скандалом, от которого власти тут же открестились, постаравшись, чтобы в СМИ просочилось минимум информации.

Речь о том, как чиновники создавали коммунальное предприятие на базе Лермонтовки, а получили общество с ограниченной ответственностью. О том, как спасали санаторий от рейдеров, а стали их покровителями. О том, как шкуру еще не до конца убитой здравницы каждый, кто может, тянет на себя.

На контроле у Азарова

Напомним: в 2011 году популярнейшая здравница всю зиму и весну не работала. Она и раньше страдала из-за плохой закупки путевок фондом соцстраха и непрозрачных тендеров, но чтобы полгода с замком на дверях из-за невостребованности, такого в Одессе не помнят. Коллектив тогда испугался, что санаторий готовят к банкротству и продажи, и поднял шум.

В итоге спасать санаторий Киев прислали выходца из Донецка Владимира Пономарева. Рекомендовал его тогдашний председатель Федерации профсоюзов Украины Василий Хара. Во всяком случае, так давал понять сам Пономарев. Но руководителя, не имевшего отношения к медицине и санаторной отрасли, коллектив принял настороженно. И даже после того, как страсти улеглись, волнение все равно осталось. Новый директор сразу перевел счета санатория и зарплатные карты в новый банк, зарегистрированный в одном из сел Киевской области. И открыл для Лермонтовки кредитную линию. Эта кабала могла запросто привести к потере имущества.

Однако руководство области обещало поддержку коллективу. Утверждало, что не допустит разворовывания санатория. И что проблемы здравницы на контроле у премьер-министра Азарова. К тому же чиновники, как и обещали, выделили из областного бюджета 500 тысяч гривен на путевки для чернобыльцев, чтобы запустить здравницу. А чтобы уберечь от рейдерских атак, поддержали инициативу депутатов о придании территории санатория статуса парка-памятника. Помимо этого, создали временную комиссию по изучению ситуации вокруг Лермонтовки.

Однако после года правления, несмотря на то, что Пономарев в письме в адрес председателя облсовета Николая Пундика утверждал, что под его руководством санаторий стал восстанавливать полноценное медобслуживание трудящихся, дела шли не очень хорошо. Долги оставались на том же уровне — свыше 2 млн. гривен. Тендеры были провалены. Заполняемость не более 10%. Одна часть сотрудников находилась в отпуске, другая работала на четверть и половину ставки.

Но для руководства области это уже было не столь важно. Деньги на путевки чернобыльцам и другим нуждающимся в 2012 году власти не собирались выделять. Главное, что Пономарев поддерживал их идею создания на базе здравницы коммунального предприятия. И также, как и они, считал «Укрпрофздравницу», будучи директором ее дочернего предприятия, «паразитом на теле Одессы».

Вот что говорится в том же мартовском письме, подписанном, кроме Пономарева еще пятью сотрудниками санатория: «Руководство „Укрпрофздравницы“, расположившись в центре столицы Украины, окружив себя многочисленным персоналом некомпетентных и бездушных людей, требует выплаты дивидендов и отчислений в так называемый инвестиционный фонд. Сумма „поборов“ составляет до 70% от чистой прибыли санатория».

В нем также сообщалось, что «Укрпрофздравница» требует перечисления дивидендов и других финансовых выплат, угрожая доведением до банкротства. Настаивает на заключении договоров по страховке финансовых рисков и недвижимости, а это значительные суммы для Лермонтовки. В 2010 году они составили 1,5 млн. грн. при ее финансовом обороте за год чуть более 20 млн. грн. А главное: авторы письма просили защитить санаторий и принять на баланс облсовета все недвижимое имущество, создав на его базе коммунальное предприятие «Клинический санаторий „Лермонтовский“. „Весь трудовой коллектив, в котором работает 188 человек, готов под руководством директора перейти в штат нового предприятия“, — говорилось в послании.

О том, что власти поддерживают эту инициативу коллектива, официально 26 апреле в ходе сессии облсовета сообщил заместитель председателя совета Алексей Гончаренко. И что совет уже направил соответствующие письма в Фонд госимущества и горсовет. Но к этому времени Пономарев уже был занят созданием совсем другого предприятия под названием ООО «Клинический санаторий „Лермонтовский“. Он с трудом, но провел собрание трудового коллектива, которое решило обратиться в региональное отделение ФГИ и к губернатору области Эдуарду Матвийчуку с просьбой вначале помочь трудовому коллективу включить целостный имущественный комплекс санатория в список объектов, подлежащих приватизации, а потом — выкупить. Также уговорил коллектив «дружно» кинуть «Укрпрофздравницу» и написать заявление об увольнении из ее дочернего предприятия «Клинический санаторий „Лермонтовский“ и о приеме на работу в ООО «Клинический санаторий „Лермонтовский“. В общем, коллектив оказался втянутым в непонятную аферу, и вновь стал бить тревогу, в результате тайное вскоре стало явным.

Выдворение директора

В мае прошло бурное собрание трудового коллектива с участием местных депутатов и представителя «Укрпрофздравницы». Выяснилось, что директор и его ближайшее окружение (секретарь (жена), заместитель, юрист, главный врач, главный бухгалтер, экономист, председатель профсоюза) сосредоточили в своих руках долю в 60% (уставного фонда), а всем остальным членам коллектива достались крохи. Оказалось, что лживыми увещеваниями, обманом и давлением сотрудников заставили написать заявления и поставить свои подписи под учредительными бумагами, смысл которых им не совсем был понятен. А потому, когда «Укрпрофздравница» сообщила разгневанному коллективу об увольнении Пономарева, это было воспринято на ура.

У Киева, наконец, появилась реальная возможность убрать давно неугодного ей директора. Но не тут-то было. Пономарева поддерживала власть, и он держался до последнего. Когда через два дня в «Лермонтовский» прибыли представители «Укрпрофздравницы» во главе с председателем правления Николаем Субботой, чтобы попасть в административный корпус, им пришлось преодолевать ни один защитный кордон. Для своей защиты Пономарев нанял казаков, которых расквартировал в корпусах здравницы, и вызвал на подмогу влиятельных защитников, которые козыряли именем губернатора. Когда же киевляне добрались до кабинета директора, то там, по сообщениям СМИ, кроме окружения Пономарева, находились депутаты от Партии регионов и начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами Одесской облгосадминистрации Сергей Тронько.

Это была вторая попытка сместить Пономарева. Первый раз «Укрпрофздравница» нагрянула в санаторий в начале февраля, после того, как проиграла суд, и имущественный комплекс Лермонтовки отошел государству. Но Пономарев тогда взял долгоиграющий больничный. А когда киевляне решили представить нового руководителя в его «отсутствие», то он публично через СМИ заявил о рейдерском захвате санатория «Укрпрофздравницей», которая проиграла суд, подала апелляцию и спешит до вынесения окончательного вердикта растащить лакомые куски. При этом Пономарев не преминул заметить, что не всем пришлось по душе наведение им порядка в финансово-хозяйственной деятельности санатория, и особенно его усилия вернуть через суд корпус №45. В свое время это здание было передано в совместную деятельность. И теперь это классный современный отель с дорогими номерами.

В общем, опальный директор, который жил со своей семьей в санатории, в конечном итоге был вынужден покинуть полюбившиеся лермонтовские владения. Однако он вовсе не намерен расставаться с райским уголком над морем, утопающим в зелени вековых деревьев. Он считает свое увольнение незаконным и сегодня пытается отвоевать кресло директора с помощью Фемиды. Первое судебное заседание уже состоялось.

На что или на кого надеется выдворенный из территории санатория уже бывший руководитель? Может быть, на власть?

Хотели как лучше, а получилось как всегда?

«Сейчас начались новые попытки захватить „Лермонтовский“, и мы прекрасно понимаем, чем все это может закончиться. Я не допущу разворовывания санатория. Мы с председателем областного совета провели встречу с представителями „Укрпрофздравницы“, где еще раз обозначили нашу позицию: мы не допустим, чтобы санаторий перешел в частные руки», — заявил губернатор.

А вот другая цитата, из интервью одному из частных телеканалов, где Э.Матвийчук дает понять, что власть якобы сама в шоке от случившегося. «Парадокс. Мы начинаем поддерживать директора, а выясняется, что он сам там пытается что-то делать. Тот, кто громче всех кричал „держите вора“, сам оказался таковым. Надо внимание и внимание. Я поручил главе облсовета, чтобы такого больше не произошло. Он отвечает за это головой».

Если губернатор не знал, что творится у него под носом, то грош цена его заявлениям. К тому же, со слов Пономарева, организовать новое юридическое лицо ему рекомендовал областной совет, точнее, его управление по имущественным отношениям и Одесское региональное отделение Фонда госимущества. «Такое решение было принято после того, как стало ясно, что создать коммунальное предприятие не получится», — скажет он после автору этих строк.

На сегодняшний день имущественный комплекс Лермонтовки является собственностью государства, находится на балансе «Укрпрофздравницы», и никаких распоряжений со стороны правительства относительно бывших профсоюзных санаториев нет. Поэтому о создании на его базе каких-либо предприятий, в том числе коммунального, сегодня говорить не приходится. О выкупе коллективом — бессмысленно, ибо таких средств у него нет. Но, как после скажет Пономарев, ООО они создали, чтобы взять имущественный комплекс санатория в аренду у государства.

Сегодня у Лермонтовки два новых руководителя. Это врач со стажем Михаил Карачебан. Директором его назначила «Укрпрофздравница». Он успел проработать всего две недели, и его перевели на должность главврача. По настоянию руководства области, директором назначен молодой врач Дмитрий Антипов. Чем обернется для санатория двоевластие, покажет время.

Приморские территории никому не дают покоя

До сих пор не узаконено землепользование и не на все здания оформлено право собственности. Хотя кто-кто, а старейшая здравница города (создана в 1914 году, первый курорт Одессы), казалось бы, давно должна быть при документах. Но ее шикарное расположение — почти в центре города, над морем — стало в наше время не преимуществом, а бедой.

В Лермонтовском переулке, 2, все здания — а это лечебные и вспомогательные корпуса — суд признал собственностью государства. А вот корпуса, расположенные ближе к парку, на Лидерсовском бульваре, 13, повисли в воздухе. На эти здания правоустанавливающих документов вообще нет. Среди них памятник архитектуры — бывшая дача Маразли. К слову, на этой территории расположился офис судоходной компании, и вот у нее с документами, кажется, проблем нет.

В 2002 году, когда «Укрпрофздравница» регистрировала право собственности на объекты по Лермонтовскому переулку, городские власти отказались выдавать свидетельства на строения по Лидерсовскому бульвару. Якобы из-за отсутствия необходимых документов. Но, как утверждают знающие люди, у городских властей были свои виды на эту территорию. Сегодня на нее претендует и областной совет, который считает памятники архитектуры, расположенные в Одессе (в этом списке и бывшая дача Маразли), областной собственностью. Кто прав — город или область, уже не один год решает суд. Последнее заседание состоялось в мае.

С документами на землю вообще завал. Их не имеют обе территории, что, кстати, является нарушением Земельного кодекса. А потому от них периодически отрезают лакомые кусочки. От Лидерсовских владений давно откусили почти 40 соток, со стороны Обсерваторного переулка. А в 2007 году некая гражданка Ковальская получила благодаря решению Киевского райсуда госакт на землю.

У главной территории свои беды. Кроме решения горисполкома от 6.02.1956 г., которое закрепило за Лермонтовским курортом земельный участок площадью 9,76 га, ничего нет. Поэтому отрезать от нее несколько соток большого труда не составляло. К 2004 г. владения уменьшились до 8,96 га. А к 2009-му — до 8,22 га. Это с учетом участка, на котором находится новый отель «Лермонтовский», выстроенный на базе бывшего корпуса санатория, и который является предметом спора между «Укрпрофздравницей» и частной структурой. Так что в будущем земля под ним может перейти, если уже не перешла, в частные руки.

Года три назад городская власть, наконец, позволила собственнику санатория начать разработку проекта землеустройства для передачи земли в аренду. В 2009 году Центр инженерных исследований подготовил проектную документацию. Потом, в январе 2010-го, горсовет принял соответствующее решение. Но правоустанавливающих документов на земельный участок «Укрпрофздравница» так и не получила. После смены власти в городе, а теперь уже и собственника санатория, вообще вся работа затихла. Государство в лице Фонда госимущества молчит. Ему до свалившихся на него здравниц, кажется, дела нет. А нынешние городские власти такая ситуация устраивает. Не случайно мэра Одессы Алексея Костусева обвиняли в потакании тем, у кого иные виды на территорию здравницы. Да и нынешний горсовет в целом смотрит на проблемы Лермонтовки сквозь пальцы. Взять хотя бы предоставление земельных льгот. К примеру, частному Международному гуманитарному университету Кивалова, у которого 2,7 га на самом берегу моря под оздоровительными апартаментами и спортивным комплексом, дали на полгода. А Лермонтовке — всего на квартал.

Не двигается с места и вопрос о придании территории статуса парка-памятника. Хотя, по утверждению самих чиновников, он стал бы преградой для рейдерских набегов на земли санатория.

Несмотря на призывы руководства облсовета рассмотреть этот вопрос на сессии и дать согласие на создание такого парка, ничего не сделано. Правда, не понятно, что мешало областным чиновникам— депутатам горсовета подготовить проект решения на городскую сессию. Не понятно, что мешало самому руководству облсовета для ускорения процесса выделить деньги (это небольшая сумма) для подготовки научного обоснования создания парка-памятника.

В общем, комплексного подхода, который необходим для решения проблем старейшей здравницы, нет. На сегодня ситуация такова: земля — у города, здания — у государства, санаторное оборудование — у «Укрпрофздравницы», а опека — у областного совета. Иными словами, спасение Лермонтовки, о котором все так пекутся на словах, на деле похоже на скрипучую телегу, которую тянут лебедь, рак и щука.

А потому ведущее на юге Украины реабилитационное учреждение, которое подняло на ноги сотни больных после инсульта и инфаркта, само никак не может избавиться от хронических «болячек». Известный санаторий, гордость Одессы на глазах у всех превращается в заштатную, замшелую здравницу, недотягивающую в плане комфорта даже до совдеповского уровня.

Нина ПЕРСТНЕВА, «Зеркало недели».

Оцифровка пленки
Реклама альбомов 300