03.07.2012 | Наука

Пушистый динозавр изменил взгляд биологов на происхождение перьев

Палеонтологи обнаружили оперение у динозавра, не являющего родственником известных пернатых ящеров. Описание находки опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ее краткое содержание приводит Nature News. Очень хорошо сохранившийся отпечаток тела древнего ящера был обнаружен на территории Германии в известняковой породе. Динозавр, обитавший здесь в конце юрского периода около 150 миллионов лет назад, получил имя Sciurumimus albersdoerferi. На его отпечатке, особенно вокруг хвостовых позвонков, хорошо виден "плюмаж" из тонких перьев, напоминающих пух. По словам ученых, этот ящер был еще очень молодым и недавно вылупился из яйца. Об этом говорят характерные пропорции тела, относительно большие глазные орбиты и не сросшиеся кости черепа.

Строение ящера позволяет отнести его к мегалозавроидам (Megalosauroids), что, по мнению палеонтологов, является самым удивительным в находке. Дело в том, что мегалозавроиды были одной из самых древних и примитивных групп динозавров. Они сильно генетически удалены от целурозавров (Coelurosauria), - группы ящеров, к которой принадлежит подавляющее большинство известных на данный момент пернатых рептилий.

Находка говорит о том, что оперением обладали не только самые эволюционно продвинутые из вымерших ящеров. Возможно, способностью отращивать перья обладали все динозавры, включая самых первых из них, а не только более или менее отдаленные родственники птиц, как считается сейчас. В последнее время обнаруживается много пернатых динозавров, которые меняют представление биологов о типичном внешнем облике вымерших рептилий

С другой стороны, не исключена возможность того, что перья возникали в эволюции ящеров независимо в разных группах. Подтвердить или опровергнуть такую точку зрения можно будет только по мере накопления ископаемого материала.